Р.п. допризывник 10-11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по внеурочной деятельности
патриотический клуб «Допризывник»
10-11 класс
Духовно-нравственное направление
Фроловского Виктора Ивановича

Пояснительная записка
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные,
дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться
на его благо и в случае необходимости встать на защиту.
Сегодня молодежь, призванная в ряды Вооруженных Сил, большей частью
приходит в войска неподготовленной, многие не знакомы с основами воинской
службы, не выполняют нормативов по физической подготовке, слабо развиты в
физическом плане.
Программа патриотического клуба «Допризывник» направлена на
формирование у обучающихся патриотического сознания, верности своему
Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
С переходом Вооружённых сил на годичный срок службы и сокращением
сроков начальной военной подготовки в армии встала необходимость
болееуглублённого изучения военного дела именно в школе, это можно осуществить
в рамках внеурочной деятельности. Пройдя данный курс, юноши придут в армию
более подготовленными к военной службе, овладевшими азами военного дела.
Цель: создание условий для развития личности подростка через осознание им
чувства ответственности за защиту страны и повышение престижа службы в
Российских Вооруженных Силах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Воспитывать патриотизм и гордость за Отечество, уважение к истории
России, ее традициям.
2. Подготовить подрастающее поколение к военной службе.
3. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности военнослужащего.
4. Содействовать развитию активной гражданской позиции подростков.
5. Развивать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать
в сложных и экстремальных ситуациях.
6. Участвовать
в
военно-спортивных
конкурсах,
олимпиадах,
соревнованиях.
Реализация данной программы педагогически целесообразна: гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной
из основ их духовно-нравственного развития.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного
назначения, поскольку всеми доступными формами вооружаетюного гражданина
важнейшими морально-психологическими качествами, необходимым и как
будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость,
твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины,
так и врачу, инженеру.

По окончании курса обучающиеся получают дополнительные (предметные)
знания в области безопасности жизнедеятельности, а также биологии, химии,
истории Отечества, получат представление о службе в рядах Вооруженных сил
России, познакомятся с особенностями командной работы.
Формы занятий: лекции, беседы, практические занятия.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приёмы:
 словесный (лекции, беседы), наглядный, анализ, обобщение, систематизация
материалов, полученных знаний;
 практический (ходить в строю с песней; подтягиваться на турнике; преодолевать
полосу препятствия; рыть окопы; подшивать подворотнички; быстро и
правильно одевать средства защиты - ОЗК, противогаз; знать устройства
автомата; уметь метко стрелять).
Место курса
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями и
рассчитана для обучающихся 10-11 классов, 34 занятия по1 часа в неделю (34 часа в
год).
Программа построена на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает
особенности соматического, психологического и социального здоровья. Реализация
данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно
допустимой нагрузке обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные:
 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;
 формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни,
осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
 воспитание ответственного отношения к выполнению своего гражданского
долга.
Метапредметные:
 овладение умениями формировать понятия о безопасности личности,
общества и государства;
 анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные
связи;
 овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачи в вопросах гражданственности и патриотизма, выбирать средства
реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;
 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к патриотизму и
гражданственности;

 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации
в области военно-патриотического воспитания с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
 развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли.
В результате изучения курса «Основы военной службы» обучающиеся получат
представления:
 об истории развития Вооруженных Сил РФ;
 о предназначении ВС РФ, их структуре, организации, целях, задачах,
деятельности, традициях;
о требованиях воинских Уставов, размещении военнослужащих,
распределении времени, распорядке дня;
 о назначении и составе суточного наряда, обязанностях лиц суточного наряда;
 о порядке подготовки караулов, обязанностях часового;
 о правилах техники безопасности при выполнении учебных стрельб;
 о действиях солдата в бою, обязанностях солдата в бою.
Приобретут навыки:
 выполнения строевых приемов;
 применения средств индивидуальной защиты;
 подготовки оружия к применению и стрельбе из автомата АКМ.
Программа обеспечивает воспитательный эффект. У обучающихся воспитывается
чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время,
когда молодые ребята отказываются идти в армию.
Содержание данной программы состоит в основном из практических занятий,
тем самым, что она окажет огромную помощь в подготовке школьной команды к
ежегодным республиканским соревнованиям «Школа безопасности», игра
«Победа».
Специфика программы обусловлена системностью, которая обеспечивается:

связью теории с практикой;

доступностью;

наглядностью;

целенаправленностью и последовательностью деятельности;

включением обучающихся в активную учебную деятельность.
Курс внеурочной деятельности «Допризывник» предполагает проведение
комплексных занятий по темам по мере их освоения. Такой вариант позволяет
удерживать внимание обучающихся, максимально оттачивать навыки, т.к.
обучающийся постоянно находится в ситуации повторения ранее изученного, а
стимулом является место в основном составе школьной команды.

Содержание программы (34часов)
«Никто не забыт, ничто не забыто» (4часов)
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами программы. Правила
безопасного поведения на занятиях.
История военно-спортивной игры «Зарница» и правила участия в ней. Входная
диагностика.
Виды вооруженных сил.
Воинская слава России. Армия и флот России XX века.
Армия России на современном этапе. Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение
Российской армии на современном этапе. Ракетные войска. Сухопутные войска.
Военно-воздушные силы. Военно-морской флот. Пограничные войска. Внутренние
войска.
Символы воинской чести.
Сила воинских традиций. Роль и место традиций и ритуалов в жизнедеятельности
воинских коллективов. Система воинских традиций и ритуалов.
Боевое знамя воинской части. История военной присяги и порядок ее принятия.
Флаг. Герб. Гимн. Геральдика. Знаки отличия.
Практическое занятие: викторина «Государственная символика».
Полководцы и герои.
Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание
новых видов и родов вооруженных сил. Герои Советского Союза. Военачальники.
Героизм женщин.
Практическое занятие: викторина «Защитники отечества».
Викторина по истории Отечества. Знакомство с перечнем вопросов
викторины. Выявление вопросов, требующих дополнительного поиска информации
и проработки. Поиск и изучение информации по данным вопросам.
Воинские подвиги земляков.
Практическое занятие. Подготовить устное выступление по выбору «Воины моей
семьи», «Горжусь своими предками».
Строевая подготовка (6 часов)
Строй и его элементы. Основные команды командира отделения при его
построении и техника их выполнения.Элементы. Виды. Управление строем.
Обязанности перед построением и в строю.
Движение походным и строевым шагом.
Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»
Повороты на месте и в движении.
Повороты «Налево!», «Направо!», «Кругом!». Строевой шаг. Походный шаг.
Построение в шеренгу, колонну. Перестроения. Движение в колонне в обход, по
кругу. Движение в колонну по одному, по два, по три.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевая стойка. Выход из строя и возвращение в строй, ответ на приветствие.
Отдание воинской чести в движении.
Порядок выполнения
строевых приемов в
ходе соревнований
по
строевой подготовке. Отработка последовательности подаваемых команд при
проведении строевого смотрана соревнованиях «Зарница»
Строевой смотр. Подготовка к зачету по строевой подготовке.
Юный спасатель (3часов)
Принципы оказания первой медицинской помощи в неотложных ситуациях.

Алгоритм оказания первой помощи при травмах верхних и нижних конечностей
(ссадина, ушиб, ожог). Обработка ран, наложение повязок.
Ранения и кровотечения
Виды ранений. Обработка ран. Виды и правила наложения повязок на раны. Виды
кровотечений. Способы остановки кровотечений. Правила наложения жгута.
Практические занятия: наложение повязок на различные части тела, наложение
жгута.
Травмы опорно-двигательного аппарата
Вывихи, растяжения, разрывы связок. Переломы конечностей. Оказание первой
помощи. Правила наложения шин.
Практические занятия: наложение шин при различных переломах.
Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия: простейшие способы транспортировки пострадавших с
различными травмами.
Дорожная грамота (3 часов)
Правила дорожного движения для основных участников дорожного движения.
Изучение правил дорожного движения, работа с тестами, разбор ситуаций на дороге
Знаки дорожного движения. Изучение знаков дорожного движения, работа с
тестами,разбор ситуаций на дороге
Велосипедист на дороге. Изучение правил дорожного движения для
велосипедистов, тренировка навыков безопасного поведения на дороге, фигурное
вождение велосипеда.
Практическое заняти :отработка фигурного вождения на велосипеде.
Виды вооружений (7часов)
История оружия от древних времен до современности. Примитивное оружие.
Средневековое оружие. Оружие современности. Оружие массового поражения.
Практические занятия: Кроссворд «Виды оружия».
Виды вооружения Российской армии.
Холодное, огнестрельное, метательное.
Практические занятия: работа по карточке «Классификация оружия Российской
армии».
Автомат Калашникова. АКМ-74.
Устройство, назначение, тактико-технические характеристики.
Пневматическая винтовка. Стрельба из положения стоя и из положения лежа
супором.
Поражение цели учебной гранатой.
Практические занятия: сборка и разборка автомата на время, стрельба из
положения стоя и из положения лежа.
Основы выживания в сложных условиях (4часов)
Основы ориентирования на местности.
Карты и схемы. Правила работы с картой. Сопоставление карты с местностью.
Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Ориентирование с
помощью компаса и карты. Ориентирование с картой без компаса. Погрешности в
ориентировании. Определение азимута и отработка навыков по азимуту.
Сопоставление способов ориентирования.
Практическое занятие: чтение карты и определение своего местонахождения на
карте.Поиск контрольных пунктов на местности.
Привалы и ночлеги.

Назначение привалов, их периодичность и продолжительность. Личное и групповое
снаряжение. Ночлег в полевых условиях: выбор места, распределение обязанностей
при устройстве бивака. Меры безопасности при ночлегах в полевых условиях.
Охрана природы в месте ночлегов.
Практическое занятие: установка палатки, оборудование бивака.
Виды узлов. Способы переправы.
Виды узлов. Узлы для связывания верёвок одинакового и разного диаметров. Узлы
для закрепления концов верёвок. Специальные узлы.
Практические занятия: отработка приёмов вязания различных узлов.
Ориентирование на местности. Определение азимута.
Практические занятия: отработка навыков движения по азимуту.
Техника преодоления различных элементов личной и командной полосы
препятствий
Практические занятия: техника прохождения различных препятствий: переправа
по бревну, переправа по параллельным верёвкам, навесная переправа, «маятник»,
«бабочка».
Опасная зона (2часа)
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7. Преодоление зоны заражения.
Устройство противогаза, правила его надевания, отработка нормативов по времени
надевания, техника преодоления зон заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем зоны заражения. Устройство ОЗК,
правила его надевания, отработка нормативов по времени надевания, техника
преодоления зон заражения.
Подготовка к смотру «Песни и строя» (3 часов).
Физическая подготовка (1 часа).
Зачет личный и командный зачет по курсу «Допризывник» (1часа)
Выполнение дисциплин по программе «Зарница» с оценкой уровня индивидуальной
и коллективной подготовки
Практические занятия: бег на дистанции 100 и 1500 м, отжимание от пола,
подтягивание на перекладине, подъём туловища из положения «лёжа».
Спортивные игры, упражнения для развития ловкости, силы, выносливости.
Итоговое занятие. Подведение итогов года, итоговое тестирование.
Учебно - тематический план
Наименование курса
Всего часов
«Никто не забыт, ничто не забыто»
4
Строевая подготовка
6
Юный спасатель
3
Дорожная грамота
3
Виды вооружений
7
Основы выживания в сложных условиях
4
Опасная зона
2
Подготовка к смотру «Песни и строя».
3
Физическая подготовка.
1
Зачет личный и командный по курсу «Допризывник».
1
Всего
34
Формы контроля уровня достижений обучающимися и критерии оценки

Умения и навыки обучающихся проверяются во время занятий: выполнение
теоретических тестов, практических нормативов по строевой, огневой подготовке, в
соревнованиях, в организации и проведении судейства.
Оценивание: портфолио допризывника, таблица учёта достижений обучающихся.
Ожидаемые результаты.
По окончанию курса обучающиеся должны закрепить и выполнять правила
безопасности на занятиях, овладеть правилами и порядком выполнения строевых
упражнений, обращения с оружием (разборка-сборка АКМ, стрельба из
пневматического оружия), участие в школьном конкурсе «Смотр песни и строя»,
Республиканской игре «Победа», «Школа безопасности», районном турслете.

Учебно - методическое обеспечение.
1. Аверин А.И. и др. Начальная военная подготовка/ Учебник для СШ - М:
Просвещение, 1985
2. НВП, Минск-Москва 2001
3. Общевоинские уставы Вооружённых сил РФ, Феникс, РНД, 2006.
4. Смирнов А.Т. и др.;Основы безопасности жизнедеятельности; 10 класс.
Издательство;Просвещение; 2011 г.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Учебно – практическое оборудование
Наименование объектов и средств
Имеющиеся
материально
–
технического
Примечание
количество
оснащения
Учебники
8
Дорожные знаки
1
комплект
Плакаты по ПДД
1
Плакаты по пожарной безопасности
1
Макет для практических занятий по
оказанию первой медицинской помощи
1
«Гоша»
Учебный автомат АКМ
1
Противогазы
7
Винтовка пневматическая
1

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Тема урока

30
31

История военно- спортивной игры «Зарница» и
правила участия в нем.
Виды вооруженных сил..
Символы воинской чести.
Полководцы и герои России.
Основные команды командира отделения при
его построении и техника их выполнения.
Техника выполнения строевых приемов.
Выполнение воинского приветствия и песни в
строю, в движении.
Техника выполнения строевых приемов.
Воинская честь. Строевые приемы.
Строевой строй.
Оказание первой помощи пострадавшим.
Ранение и кровотечение.
Травмы опорно-двигательного аппарата.
Способы транспортировки пострадавшим.
Правила ДД для основных участников ДД.
Знаки ДД.
Велосипедист на дороге.
История оружия от древних времен до
современности
Виды вооруженных сил Российской Армии
Пневматическая винтовка. Стрельба из
положении стоя, лежа с упором.
Автомат Калашникова. Сборка – разборка
автомата.
Сборка – разборка автомата.
Сборка – разборка автомата.
Поражение цели учебной гранатой.
Основы ориентирования на местности.
Привалы и ночлеги.
Виды узлов. Способы переправы.
Техника преодоления различных элементов
личной и командной полосы.
Правила надевания противогазов ГП-5, ГП-7.
Преодоление зоны заражения.
Правила надевания ОЗК. Преодоление в нем
зоны заражения.
Подготовка к смотру «Песни и строя».
Подготовка к смотру «Песни и строя».

32
33
34

Подготовка к смотру «Песни и строя».
Физическая подготовка.
Зачет личный и командный зачет по курсу.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата
проведения Примечания
план факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Аннотации к рабочим программам НОО 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».