страна мастеров

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол №4 от 30.08.2023г.

Утверждено
Директором МБОУ «Бородинская сош»
Приказ №51от 30.08.2023г.

Рабочая программа
По внеурочной деятельности
«Страна мастеров»
для 5 - 9 классов
(срок реализации - 5 лет)

Бородино,2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна мастеров» разработана
для учащихся 5-9 классов на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования»; Программа
«Художественная обработка изделий из древесины». 5-9 классы. Автор-составитель В.П.
Боровых, Издательство «Учитель», Волгоград, 2022г;
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое
внимание в ФГОС ООО акцентируется на достижении личностных и метапредметных
результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,
чувствовать, принимать решения и др.
Данная программа рассчитана на 170 часов. В 5-9 классах по 34 часа в год, из расчета 1
час в неделю. При продолжительности учебного года 34 недели. Продолжительность
урока 40 минут при 5-ти дневной рабочей недели.
Содержание программы по обучению учащихся 5–9 классов по изготовлению
художественных изделий из древесины направлено:
 на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к
народному прикладному искусству, его традициям и наследию;
 на ознакомление с основами композиции, материаловедения, технологией
обработки и декорирования изделий; обучение на основе осмысленного
запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных видов
народного мастерства.
И предполагает решение следующих задач:
 раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства
в жизни общества;
 привить любовь к традиционному народному искусству;
 усвоить специфику художественных особенностей различных промыслов;
 развить творческие способности учащихся;
 обучить учащихся навыкам и приёмам традиционной художественной обработки
материалов;
В процессе теоретического обучения учащихся ознакомятся с основами
деревообработки, древесиной, как природным конструктивным материалом;
мерительными и разметочными инструментами, методами обработки древесины; с
истоками возникновения и развития разных промыслов народного декоративноприкладного искусства, их тесной связи с традициями, жизнью народа, его историей.
Во время занятий предполагается использовать разнообразный иллюстративный
материал и образцы произведений народных мастеров, проводить художественносодержательный анализ: где, кем и когда создана вещь; как форма изделия, декор,
техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности
и художественно-образная система приёмов выполнения, характеризующие данное
произведение.

Важнейшими формами активизации образовательного процесса являются
проведение экскурсий и уроков в музеях, посещение выставок народного и декоративноприкладного искусства.
Практические занятия направлены на формирование у учащихся навыков и умений
по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе
теоретического обучения.
Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой
художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей
материала, особенностей самого изделия, технологией изготовления.
Для обучения основам художественного ремесла используются часы, отведённые
учебным планом на предмет технология или во внеурочной деятельности.
Предлагаемая программа может оказать помощь при организации кружковых или
факультативных занятий в школе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2021.
2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2012.
3. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.:
Элайда, 2009.
Дополнительная литература:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
3. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко
А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
4. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2009.
5. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.:
Народное творчество, 2001.
6. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Страна мастеров»
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:




интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:




внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:





планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:



проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:








допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;




владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:









осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи
с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.

Учащийся получит возможность научиться:




осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:










развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое
мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для
прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных
материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми
функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего
жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

Содержания тем учебного предмета, курса.
5 класс
№

Тема раздела

п/п

Количество В том числе контрольные
часов
(практические,
лабораторные и др.) работы

1

Основы деревообработки

2

Практические работы-3 часа

2

Материаловедение

2

Практические работы-5часов
Самостоятельные работы4час

3

Контурная резьба

18

Практические работы-2 часа
Самостоятельная работа-1
час

4

Геометрическая резьба

10

Самостоятельные работы-2
часа

5

Обобщение

2

Самостоятельные работы-3
часа

Итого

34

6 класс
№

Тема раздела

п/п

Количество В том числе контрольные
часов
(практические,
лабораторные и др.) работы

1

Основы деревообработки

2

Практические работы-3 часа

2

Материаловедение

4

Практические работы-5часов
Самостоятельные работы4час

3

Элементы машиноведения.

12

Практические работы-2 часа
Самостоятельная работа-1

час
4

Резьба по дереву.

14

Самостоятельные работы-2
часа

5

Обобщение

2

Самостоятельные работы-3
часа

Итого

34

7 класс
№

Тема раздела

п/п

Количество В том числе контрольные
часов
(практические,
лабораторные и др.) работы

1

Основы деревообработки

2

Практические работы-3 часа

2

Материаловедение

2

Практические работы-5часов
Самостоятельные работы4час

3

Элементы машиноведения.

8

Практические работы-2 часа
Самостоятельная работа-1
час

4

Геометрическая резьба.

14

5

Плоскорельефная резьба

6

6

Обобщение

2

Итого

34

Самостоятельные работы-2
часа

Самостоятельные работы-3
часа

8 класс
№

Тема раздела

п/п

Количество В том числе контрольные
часов
(практические,
лабораторные и др.) работы

1

Основы деревообработки

1

Практические работы-3 часа

2

Материаловедение

3

Практические работы-5часов
Самостоятельные работы4час

3

Элементы машиноведения.

8

Практические работы-2 часа
Самостоятельная работа-1
час

4

Плоскорельефная резьба.

14

5

Кудринская резьба.

6

6

Обобщение

2

Итого

34

Самостоятельные работы-2
часа

Самостоятельные работы-3
часа

9 класс
№

Тема раздела

п/п

Количество В том числе контрольные
часов
(практические,
лабораторные и др.) работы

1

Элементы машиноведения.

1

Практические работы-3 часа

2

Материаловедение

3

Практические работы-5часов
Самостоятельные работы4час

3

Прорезная резьба.

14

Практические работы-2 часа
Самостоятельная работа-1
час

4

Проектная деятельность.

15

Самостоятельные работы-2
часа

6

Обобщение

1

Самостоятельные работы-3
часа

Итого

34

Содержание программы.
5 класс
Основы деревообработки (2 часа)
Теоретические сведения
Знакомство с природной текстурой древесины. Значение расположения и характера
рисунка волокон древесины при выполнении резьбы. Свойства хвойных и лиственных
пород древесины. Пороки древесины. Влажность и сушка древесины.
Эргономика труда (оборудование рабочего места, рабочая поза, производительность
труда). Техника безопасности.
Практические работы
Лабораторно-практическая работа «Определение пород древесины».
Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Знакомство с
инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ.
Материаловедение (2 часа)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент. Приёмы разметки. Способы экономии
материалов при разметке.
Методы обработки древесины: пиление, строгание. Виды и назначение основных
ручных инструментов: пилы, инструменты для строгания. Требования, предъявляемые к
выполнению ручных работ (технические условия).
Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от характера
выполняемых работ.
Способы отделки изделия: опиливание, шлифование, морение.
Техника безопасности.
Практические работы
Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении
ручных работ.
Работа с разметочным инструментом (линейка).
Работа с ручными инструментами (пиление, строгание).
Контурная резьба (18 часов)
Теоретические сведения
История контурной резьбы. Знакомство с художественными и техническими приёмами
резьбы.
Своеобразие рисунка для контурной резьбы по светлому и тонированному фону.
Декоративный язык контурной резьбы.
Правила техники безопасности при выполнение контурной резьбы.
Практические работы
Подготовка основы для контурной резьбы.
Выполнение задания по образцу (на светлом фоне. Выполнение различных срезов по наклонной,
поперёк волокон, срез по торцевой поверхности)

Выполнение композиции анималистического характера.
Выполнение изделия в технике контурной резьбы (по выбору учащихся)
Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.
Геометрическая резьба (10 часов)
Теоретические сведения
История геометрической резьбы. Знакомство с художественными и техническими
приёмами резьбы.

Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (сколышки, ромбики,
треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка).
Правила техники безопасности при выполнение геометрической резьбы.
Практические работы
Упражнения в разметке и исполнении «азбучных» элементов геометрической резьбы
(сколышки, ромбики, треугольники, витейка, змейка, цепочка, звёздочка) (каждый
элемент повторяется на протяжении всей полосы разметки)
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы. Разметка
рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль качества выполнения учебных приёмов резьбы.
Обобщение (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.

6 класс
Основы деревообработки (2 часа)
Теоретические сведения
Производство искусственных древесных материалов (фанера, ДВП, ДСП)
Как изготавливаются древесностружечные (ДСП) и древесноволокнистые (ДВП)
плиты. Применение ДСП и ДВП для изготовления различных изделий. Ознакомление с
профессией оператора-пресовщика.
Практические работы
Лабораторно-практическая работа «Определение искусственных древесных
материалов».
Материаловедение (4 часа)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент (штангенциркуль, кронциркуль). Приёмы
разметки. Способы экономии материалов при разметке.
Методы обработки древесины: строгание цилиндрических деталей ручным способом,
точение.
Виды и назначение основных ручных инструментов: ножовка по дереву, рубанок
ручной, резец косячок; майзель, рейер (стамески для токарной обработки древесины).
Способы отделки изделия: опиливание, шлифование, морение, лакирование.
Графические изображения деталей и изделий. Порядок выполнения технического
рисунка и виды условных обозначений
Принцип работы по инструкционной карте.
Практические работы
Подготовка рабочего места для работы с ручным инструментом. Работа с разметочным
инструментом: штангенциркуль, кронциркуль.
Строгание цилиндрических деталей ручным способом, точение.
Шлифование, морение, лакирование.
Выполнения технического рисунка, его оформление.
Выполнения задания по инструкционной карте.
Элементы машиноведения (12 часов)
Теоретические сведения
Устройство токарного станка по обработке древесины. Порядок выполнения работы на
токарном станке.
Точение на токарном станке по обработке древесины. Точение деталей
цилиндрической формы. Точение фигурной поверхности.
Техника безопасности.
Практические работы
Порядок и последовательность работы на токарном станке. Эргономика труда.
Подготовка токарного станка к точению.
Точение деталей цилиндрической формы (толкушка) и фигурной формы (подсвечник,
пасхальное яйцо с подставкой).
Резьба по дереву (14 часов)
Теоретические сведения
Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (луч). Использование луча в
построении орнаментов (сиянья, паутинка, розетка, вертушка). Композиционные

сочетания резных элементов. Зависимость выразительности композиции от
геометрического рисунка. Правила техники безопасности.
Практические работы
Подготовка рабочего места резчика.
Исходные («азбучные») элементы геометрической резьбы (луч). Использование луча в
построении орнаментов (сиянья, паутинка, розетка, вертушка).
Упражнения в выполнении орнамента «Букет», сложного геометрического орнамента.
Украшение изделия геометрической резьбой (по выбору учащихся: толкушка, подсвечник,
пасхальное яйцо).

Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги. Контроль
качества.
Сравнение запланированного хода работы с фактическим.
Обобщение (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.

7 класс
Основы деревообработки (2 часа)
Теоретические сведения
Древесина как природный конструкционный материал. Инструменты и
приспособления для столярных работ.
Способы соединения древесины. Отрезание припуска.
Практические работы
Упражнения по соединению деталей на гвоздях, шурупах, клею. Отрезание припуска.
Материаловедение (2 часа)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент: линейка, рулетка, угольник. Приёмы
разметки по линейке, угольнику, рулетке, шаблону).
Методы обработки древесины: строгание, долбление, пиление.
Графические изображения деталей и изделий (порядок выполнения технического
рисунка и виды условных обозначений. Порядок изготовления шаблона).
Правила безопасности труда при выполнении операций по обработке древесины.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы ручным инструментом и с помощью
приспособлений.
Выполнение технического рисунка. Изготовление шаблона.
Разметка по шаблону, линейке, угольнику, рулетке. Пиление брусков, досок,
применение приспособлений.
Разметка ширины и толщины заготовки.
Строгание базовых поверхностей и проверка их линейкой и столярным угольником.
Приёмы и последовательность строгания, виды стругов (шерхебель, рубанок, фуганок, калёвки).
Техника безопасности.
Элементы машиноведения (8 часов)
Теоретические сведения
Устройство Электрического лобзика. Подготовка материала к выпиливанию.
Технологический процесс изготовления детали или изделия.
Работа по инструкционной карте. Отделка изделия. Контроль готового изделия.
Практические работы
Подготовка рабочего места, инструмента, материалов и приспособлений для
выпиливания. Приёмы и последовательность пиления электролобзиком по шаблону.
Сборка деталей и отделка изделия. Техника безопасности.
Геометрическая резьба (14 часов)
Теоретические сведения
Особенности оформления сложной геометрической резьбой изделия. Сочетание
различных резных композиций из истории народных промыслов при оформлении изделия.
Способы отделки резной поверхности.
Практические работы
Разметка и исполнение исходных «азбучных» элементов геометрической резьбы,
составление сложной композиции (по шаблону или с помощью копировальной бумаги).
Оформление изделий ранее изготовленных сложной геометрической
резьбой (салфетница, лопатка, вилка, ложка, коромысло).

Контроль качества выполнения работы.
Техника безопасности.

Плоскорельефная резьба (6 часов)
Теоретические сведения
История плоскорельефной резьбы. Художественные и технические особенности
плоскорельефной резьбы. Разновидности плоскорельефной резьбы (с заоваленным
контуром, с подобранным и подушечным фоном).
Инструменты и материалы используемы при выполнении плоскорельефной резьбы.
Начальные приёмы плоскорельефной резьбы, Приёмы резьбы декоративных
элементов.
Способы отделки резной поверхности.
Пластический характер решения композиций. Примеры резных композиций из
истории народных промыслов.
Порядок разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование
декоративных элементов при составлении композиции. Композиционные сочетания
резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида плоскорельефной
резьбы.
Техника безопасности.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы.
Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль выполнения учебных приёмов.
Подготовка основы для выполнения декоративных элементов. Переработка природных
форм в декоративные образы плоскорельефной резьбы.
Исполнение композиции растительного орнамента заоваленной резьбой с
подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно,
разделочная доска, крышка шкатулки). Отделка резной поверхности. Контроль качества
готового изделия.
Техника безопасности.
Обобщение (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.

8 класс
Основы деревообработки (1 час)
Теоретические сведения
Понятия о шиповых соединениях. Конструктивные элементы деталей (шип, проушина,
гнездо) и их назначение. Понятие о допустимом и номинальном размерах, о предельных
отклонениях.
Материаловедение (3 часа)
Теоретические сведения
Мерительный и разметочный инструмент (линейка, угольник, рейсмус) Приёмы разметки.
Понятия о сращивании и сплачивании. Виды соединений применяемых при изготовлении
столярных изделий (окна, двери, мебель, предметы быта). Дефекты в столярных изделиях,
их предупреждение и исправление.
Требования к качеству столярных соединений. Организация труда и правила техники
безопасности.
Способы отделки изделий (зачистка поверхности, лакирование, вощение)
Практические работы
Наладка ручных инструментов и приспособлений для обработки древесины.
Выполнение шиповых столярных соединений (разметка, запиливание шипов и проушин,
долбление, соединение деталей насухо).
Отделка изделия. Контроль качества.
Элементы машиноведения (8 часов)
Теоретические сведения
Устройство токарного станка по обработке древесины. Порядок выполнения работы на
токарном станке.
Точение на токарном станке по обработке древесины. Точение деталей
цилиндрической формы. Точение фигурной поверхности.
Техника безопасности.
Практические работы
Порядок и последовательность работы на токарном станке. Эргономика труда.
Подготовка токарного станка к точению.
Точение деталей цилиндрической формы (толкушка) и фигурной формы (подсвечник,
пасхальное яйцо с подставкой).
Плоскорельефная резьба (14 часов)
Теоретические сведения
История плоскорельефной резьбы. Художественные и технические особенности
плоскорельефной резьбы. Разновидности плоскорельефной резьбы (с заоваленным
контуром, с подобранным и подушечным фоном).
Инструменты и материалы используемы при выполнении плоскорельефной резьбы.

Начальные приёмы плоскорельефной резьбы, Приёмы резьбы декоративных
элементов.
Способы отделки резной поверхности.
Пластический характер решения композиций. Примеры резных композиций из
истории народных промыслов.
Порядок разметки и последовательность исполнения резьбы. Использование
декоративных элементов при составлении композиции. Композиционные сочетания
резных элементов. Зависимость выразительности композиции от вида плоскорельефной
резьбы.
Техника безопасности.
Практические работы
Упражнения по освоению приёмов работы инструментом для резьбы.
Разметка рисунка по шаблону или с помощью копировальной бумаги.
Контроль выполнения учебных приёмов.
Подготовка основы для выполнения декоративных элементов. Переработка природных
форм в декоративные образы плоскорельефной резьбы.
Исполнение композиции растительного орнамента заоваленной резьбой с
подобранным и (или) подушечным фоном (творческая работа по выбору учащихся: блюдо, панно,
разделочная доска, крышка шкатулки). Отделка резной поверхности. Контроль качества
готового изделия.
Техника безопасности.
Кудринская резьба (6 часов)
Теоретические сведения
Изображение животных при выполнение абрамцево-кудринской резьбы.
Технология оформления пластины или точёного изделия.
Практические работы
Творческая работа учащихся. Пластина или точёное изделие (блюдо, тарелка, шкатулка,
разделочные доски, пасхальное яйцо, сольница, поднос для печенья и др.)

Обобщение (2 часа)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.

9 класс
Элементы машиноведения (2 часа)
Теоретические сведения
Виды малогабаритных универсальных механических инструментов, применяемых при
изготовлении изделий из древесины. Правила и приёмы работы. Техника безопасности.
Практические работы
Знакомство с малогабаритными универсальными механическими инструментами.
Эргономика труда.
Материаловедение (2 часа)
Теоретические сведения
Образцы для копирования – резьба на бытовых предметах. Лекала, шаблоны.
Практические работы
Изготовление лекал, шаблонов.
Прорезная резьба (14 часов)
Теоретические сведения
Исторические корни русского зодчества. Элементы русской избы (сруб, фронтон,
стропила, кровля, окно, конёк)

Элементы избы, украшаемые резьбой (причелины, балясины, лобовая доска, наличник, подзор,
кокошник, полотенце, волюта). Инструменты

Практические работы
Изготовление наличников (на окна или двери)
Изготовление накладного орнамента на дверь, калитку, ворота (по выбору учащихся)
Проектная деятельность (15 часов)
Теоретические сведения
Проект. Виды проектов. Элементы проектной деятельности
Выбор проекта и формирование пояснительной записки.
Практические работы
Формирование пояснительной записки.
Работа над изделием (по выбору учащихся с учётом значимости и необходимости).
Защита проекта.
Обобщение (1 час)
Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ.
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
№ п/п Перечень разделов и тем

Количество

Дата

Часов.

Проведения.
По
Плану

Основы деревообработки (2 часа)
1

Древесина, её виды и
свойства.

1

2

Рабочее место для
обработки древесины.

1

Материаловедение. (2 часа)

3

Приемы разметки
деталей из древесины.

1

4

Методы обработки
древесины.

1

Примечание

Контурная резьба. (18 часов)

Факт.

5

История контурной
резьбы.

1

6

Художественные и
технические приемы
резьбы.

1

7

Рисунок для контурной
резьбы по светлому и
тонированному фону.

1

8,9

Подготовка основы для
контурной резьбы.
Правила по технике
безопасности.

2

10,11

Выполнение приемов
резьбы на светлом фоне.

2

12,13

Выполнение приемов
резьбы на тонированном
фоне.

2

14,15

Выполнение различных
срезов по наклонной.

2

16,17

Выполнение срезов
поперек волокон.

2

18,19

Выполнение срезов по
торцевой поверхности.

2

20,21,
22

Выполнение изделия в
технике контурной
резьбы.

3

Геометрическая резьба. (10 часов)

23

История геометрической
резьбы.

1

24

Художественные и
технические приемы

1

резьбы.

25

Исходные элементы
геометрической резьбы.

1

26,27

Подготовка основы для
резьбы. Правила по
технике безопасности.

2

28,29

Выполнение исходных
элементов
геометрической резьбы.

2

30,31,
32

Выполнение
геометрической резьбы
на разделочной доске.

3

Обобщение. (2 часа)

33

Закрепление
теоретических знаний.

1

34

Закрепление
практических умений и
навыков.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 6 класс.
№ п/п Перечень разделов и тем

Количество

Дата

Часов.

Примечание

Проведения.
По

Факт.

Плану

Основы деревообработки (2 часа)
1

Древесина,
искусственные
древесные материалы.

1

2

Правила по Т Б.
Подготовка материала.

1

Материаловедение. (4 часа)

3

Приемы разметки.
Способы экономии
материалов при
разметки.

1

4

Методы обработки
древесины.

1

5

Способы отделки
изделий.

1

6

Технологический
процесс изготовления
изделий.

1

Элементы машиноведения. (12 часов)

7

Устройство токарного
станка по обработке
древесины.

1

8

Порядок выполнения
работ на токарном
станке.

1

9

Подготовка к точению
цилиндрических
деталей.

1

10

Точение деталей
цилиндрической формы.

1

11

Приемы точения валиков 1
и уступов.

12

Точение деталей к
подсвечнику.

1

13

Точение солонок.

1

14

Точение внутренней
полости солонок.

1

15

Точение ручек для
мебели.

1

16

Точение скалок.

1

17

Точение пасхального
яйца с подставкой.

1

18

Отделка изделий.

1
Резьба по дереву. (14 часов)

19

Геометрическая резьба.

1

20

Исходные элементы
геометрической резьбы.

1

21

Порядок разметки.

1

22

Исполнение исходных
элементов (ромбики,
треугольники)

1

23

Исполнение исходных
элементов (сиянья,
паутинка)

1

24

Исполнение исходных
элементов (розетка,
вертушка)

1

25,26

Построение орнамента
«Букет»

2

27,28

Выполнение сложного
геометрического
орнамента на доске.

2

29,30

Украшение изделия
геометрической резьбой
(солонка)

2

31,32

Украшение изделия
геометрической резьбой
(пасхальное яйцо)

2

Обобщение. (2 часа)

33

Закрепление
теоретических знаний.

1

34

Закрепление
практических умений и
навыков.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№ п/п Перечень разделов и тем

Количество

Дата

Часов.

Примечание

Проведения.
По

Факт.

Плану

Основы деревообработки (2 часа)
1

Древесина,
пиломатериалы и их
производство.

1

2

Способы соединения
деталей из древесины.

1

Материаловедение. (2 часа)

3

Выполнение
технического рисунка.

1

4

Разметка
пиломатериалов.

1

Элементы машиноведения. (8 часов)

5

Устройство
электрического лобзика.

1

6

Подготовка материала к
выпиливанию.

1

7

Технологический
процесс выпиливания.

1

8

Создание
инструкционной карты.

1

9

Приемы выпиливания
внутренних контуров.

1

10

Приемы выпиливания
внешних контуров.

1

11

Выпиливание по
шаблону.

1

12

Сборка деталей и
отделка изделия.

1

Геометрическая резьба. (14 часов)

13

Оформление
геометрической резьбой
изделия.

1

14

Сочетание различных
резных композиций

1

15

Способы разметки.

1

16

Исполнение исходных
элементов.

1

17,18

Составление сложной
композиции.

2

19,20

Украшение изделий
геометрической резьбой
(разделочная доска)

2

21,22

Украшение изделий
геометрической резьбой
(солонка)

2

23,24

Украшение изделий
геометрической резьбой
(вилка, ложка)

2

25,26

Отделка изделий.

2

Плоскорельефная резьба. (6 часов)

27,28

Начальные приёмы
плоскорельефной
резьбы.

2

29,30

Исполнение композиции
растительного
орнамента.

2

31,32

Отделка резной
поверхности.

2

Обобщение. (2 часа)

33

Закрепление
теоретических знаний.

1

34

Закрепление
практических умений и
навыков.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ п/п Перечень разделов и тем

Количество

Дата

Часов.

Примечание

Проведения.
По

Факт.

Плану

Основы деревообработки (1 час)
1

Шиповые соединения,
допустимые и
номинальные
отклонения.

1

Материаловедение. (3 часа)

2

Виды соединений
столярных изделий.

3

Понятие о сращивании и 1
сплачивании. Правила по
технике безопасности.

4

Выполнение шиповых
соединений.

1

1

Элементы машиноведения. (8 часов)

5

Техникотехнологические
сведения СТД.

1

6,7

Подготовка материала.
Правила по технике
безопасности

2

8,9

Точение деталей к
«декоративному
подсвечнику».

2

10,11

Точение деталей к
«пасхальному яйцу с
подставкой».

2

12

Сборка и отделка
изделий.

1

Плоскорельефная резьба. (14 часов)

13

История
плоскорельефной
резьбы.

1

14

Художественные и
технические
особенности
плоскорельефной
резьбы.

1

15

Инструменты и
материалы для
выполнения
плоскорельефной
резьбы.

1

16

Порядок разметки.

1

17,18

Подготовка основы для
выполнения резьбы.
Правила по технике
безопасности.

2

19,20

Выполнение элементов с
заоваленным контуром.

2

21,22

Выполнение элементов с
подушечным фоном.

2

23,24

Выполнение элементов с
подобранным фоном.

2

25,26

Выполнение изделий в
технике
плоскорельефной
резьбы.

2

Кудринская резьба. (6 часов)

27

История кудринской
резьбы.

1

28

Художественные и
технические
особенности кудринской
резьбы.

1

29,30

Подготовка основы.
Правила по технике
безопасности.

2

31,32

Выполнение элементов
кудринской резьбы.

2

Обобщение. (2 часа)

33

Закрепление
теоретических знаний.

1

34

Закрепление
практических умений и
навыков.

1

Итого

34

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины»

разработана для учащихся 5-9 классов на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273-Ф3; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и приказа Минобрнауки
России от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования»; Программа
«Художественная обработка изделий из древесины». 5-9 классы. Автор-составитель В.П.
Боровых, Издательство «Учитель», Волгоград, 2022г;
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое
внимание в ФГОС ООО акцентируется на достижении личностных и метапредметных
результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать,
чувствовать, принимать решения и др.
Данная программа рассчитана на 170 часов. В 5-9 классах по 34 часа в год, из расчета 1
час в неделю. При продолжительности учебного года 34 недели. Продолжительность
урока 40 минут при 5-ти дневной рабочей недели.
Содержание программы по обучению учащихся 5–9 классов по изготовлению
художественных изделий из древесины направлено:
 на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к
народному прикладному искусству, его традициям и наследию;
 на ознакомление с основами композиции, материаловедения, технологией
обработки и декорирования изделий; обучение на основе осмысленного
запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных видов
народного мастерства. Срок реализации программы пять лет.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2009.
2. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2012.
3. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.:
Элайда, 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Аннотации к рабочим программам НОО 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».