Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бородинская средняя общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Приказом директора №51 от «30» августа 2023 г. приказ №4 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР» Уровень образования основное общее образование Класс 5-9 Количество часов 102 в год/3 часа в неделю Учитель Агафонова Т.Ю. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, является составной частью ООП основного общего образования МБОУ «Бородинская сош» и учитывает ее основные цели. Программа внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие у учащихся медиакультуры и ключевых информационных и телекоммуникационных компетентностей современного общества. Учащиеся получат возможность познакомиться и поработать с различными видами информации, представленными в разных форматах. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает непрерывность обучения и возможность привлечения учащихся разных классов и возрастов. Актуальность данного курса заключается в следующем: 21 век – век информационных технологий, компьютеризации, внедрения гаджетов во все сферы деятельности человека. Средства массовой информации стремительно переходят на цифровые платформы. Это позволяет передать необходимую информацию большому количеству читателей (слушателей) в значительно небольшой промежуток времени. Учащиеся-подростки являются основным каналом получения информации из электронных СМИ. Задача школы – не только научить подростка вычленять из любого источника информации ту, которая будет для него полезна и актуальна, но и научить самому создавать то, что будет полезно ему и окружающим. Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений в использовании интернет-технологий. Работа в школьном медиацентре позволит учащимся развить свои навыки в сфере журналистики, попробовать себя в роли оператора, журналиста, корреспондента, ведущего и сценариста. Работа над страничкой школы в социальных сетях позволит сконцентрировать в одном месте полезную, актуальную, необходимую информацию для учащихся и учителей школы. Перспективность курса «Школьный медиацентр» заключается, во-первых, в профориентационной направленности, учащиеся смогут попробовать себя в сфере журналистики. Во-вторых, каждый ученик, решивший посещать данный курс, сможет ежегодно совершенствовать свои навыки, развивать школьную страничку независимо от возраста и класса. В-третьих, в медиацентре предполагается наставничество старших товарищей для обучения ребят младшего возраста, что также немаловажно для развития подростка. Цели данного курса: 1. Создание и развитие единого информационного пространства школы; 2. Создание условий для развития творческого потенциала школьников. Курс «Школьный медиацентр» ставит перед собой следующие задачи: 1. Организовать деятельность школьного медиацентра - одного из инструментов воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся; 2. Развивать речевые навыки обучающихся; 3. Развивать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); 4. Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр монтажа и др. 5. Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений. 6. Создать живую, активно работающую информационную среду; 7. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки; 8. Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, приходить к компромиссу; 9. Научить старших участников медиацентра помогать младшим, обучать их тому, чему уже они научились. Формы занятий, которые будут использованы для реализации данного курса: • Лекционное слово учителя; • Эвристическая беседа; • Индивидуальная работа; • Работа в парах; • Работа в группах; • Коллективная работа; • Работа с различными источниками информации; • Создание проблемной ситуации; • Мозговой штурм; • Написание и редактирование собственных текстов; • Публичное выступление; • Создание контента в социальных сетях (картинки, видеоролики, репортажи и др.). Методы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный; 2. Частично-поисковый; 3. Исследовательский; 4. Словесно-наглядный; 5. Практический. Программа по курсу «Школьный медиацентр» составлена на 136 часов в год (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1. Личностные результаты: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности; способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. 2. Регулятивные УУД: владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; 3. Познавательные УУД: умение создавать тексты для постов в социальных сетях в различных жанрах и стилях; умение создавать сценарии к видеорепортажам, снимать и монтировать видеоролики; умение проектировать свою деятельность в рамках медиацентра; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы. 4. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выразить свою позицию, аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы и развития личности ровесников. Средства обучения 1. Печатные пособия (таблицы, схемы, демонстрационные карточки); 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, сайт «Canva», игровые программы и др.); 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы, аудиозаписи). 1. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вводное занятие (2 ч). Знакомство с понятиями «СМИ», «МЕДИАЦЕНТР», основами ведения странички школы в социальной сети ВКонтакте. Распределение обязанностей и ролей участников медиацентра. Источники информации (8 ч). Знакомство с понятием «источник информации». Анализ источников средств массовой информации. Знакомство с правовыми документами о соблюдении авторских прав. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Обзор программ для создания контента (3 ч). Обзор бесплатных версий программ для создания картинок, плакатов, видеороликов и др. Разработка контент-плана (18 ч). Анализ контент-плана школьных СМИ с целью выявления плюсов и минусов организации интернет-пространства. Определение своего вектора работы медиацентра. Разработка постоянных рубрик для социальных сетей, обоснование необходимости и полезности каждой из рубрик для учащихся и педагогов школы. Создание своих источников информации (39 ч).Запись выпусков новостей. Новостные сюжеты. Критерии отбора новостей. Вёрстка новостного выпуска. «Классический», «домашний», «публицистический» стиль новостей. Репортажи. Цели и особенности. Активное слушание. Коммуникативные техники. Подготовка вопросов для интервью. Требования к вопросу. Взаимодействие журналиста и оператора при съёмке репортажа. Жанровое разнообразие СМИ (20 ч). Апробация своих навыков в написании текстов постов различных жанров и различной тематики. Регулярное пополнение текстов для постоянных рубрик школьной странички. Отбор видеоконтента в Интернете (8 ч). Просмотр фильмов и видеоматериалов для постоянных рубрик. Обсуждение просмотренного на «круглом столе». Подведение итогов работы медиацентра за год (4 ч). Анализ просмотров и охватов странички школы, выявление удачных и неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. Создание плана работы медиацентра на следующий учебный год. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Кол-во Кол-во Виды деятельности Тема часов часов учащихся на занятии (теория) (практика) Диалоговая форма работы, лекционное Вводное занятие (2 ч) 1 1 слово учителя, работа в парах. Источники информации (8 ч) Конспектирование Знакомство с понятием лекции учителя, работа в «источник информации». 1 1 группах, эвристическая (2 ч) беседа. Анализ источников средств Конспектирование массовой информации. (3 1 2 лекции учителя, работа в ч) группах Знакомство с правовыми Диалоговая форма документами о соблюдении 1 2 работы, работа с авторских прав. (3 ч) правовыми документами Обзор программ для создания контента (3 ч). Работа с гаджетами по Обзор бесплатных версий изучению программ, программ для создания 1 2 помогающих картинок, плакатов, организовать работу видеороликов и др. (3 ч) школьного медиацентра Разработка контент-плана (18 ч). Анализ контент-плана Анализ школьных школьных СМИ с целью 1 3 страниц ВКонтакте, выявления плюсов и обобщение, минусов организации интернет-пространства. (4 ч) 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. систематизации и представление полученных данных Диалоговая форма Разработка постоянных работы, мозговой штурм, рубрик для школьной 4 10 эвристическая беседа, страницы. (14 ч) работа в группе, индивидуальная работа Создание своих источников информации (39 ч.) Критерии отбора Конспектирование новостей.«Классический», лекции учителя, «домашний», 1 4 «мозговой штурм», «публицистический» стиль работа в группе новостей. (5 ч) Подготовка вопросов для интервью. Требования к Конспектирование вопросу. Взаимодействие 1 2 лекции учителя, работа в журналиста и оператора парах при съёмке репортажа. (3 ч) Конспектирование Репортажи. Вёрстка нового лекции учителя, работа с 1 2 выпуска. (3 ч) компьютером, гаджетами Создание сценариев для Запись выпусков новостей. 5 23 видеороликов, запись и (28 ч) монтаж репортажей Жанровое разнообразие СМИ (20 ч). Лекционное слово Регулярное пополнение учителя, апробация текстов для постоянных своих навыков в рубрик школьной 5 15 написании текстов странички. постов различных (30 ч) жанров и различной тематики. Отбор видеоконтента в Интернете (8 ч). Обзор разных типов видеофайлов, их плюсы и Эвристическая беседа, минусы, возможности 1 1 «мозговой штурм», использования на работа в группе школьной страничке (2 ч) Просмотр фильмов и видеоматериалов для Самостоятельный постоянных рубрик. просмотр Обсуждение 1 5 видеоматериала, просмотренного на отобранного заранее, «круглом столе». (6 ч) обсуждение в группе Подведение итогов работы медиацентра за год (4 ч). Анализ просмотров и Работа в группе, охватов странички школы, 1 2 индивидуальная работа, выявление удачных и дискуссия неудачных моментов работы медиацентра в конкретном учебном году. (3 ч) Создание плана работы 16. медиацентра на следующий учебный год. (1 ч) 0, 5 ч 0, 5 ч Дискуссия, работа в группе