русский язык

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
I вариант
5 - 9 классы

с. Бородино

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599;
 адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1);
 учебным планом МБОУ «Бородинская сош».
Русский язык в общеобразовательной организации, реализующей адаптированные
основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) изучается на протяжении всех лет
обучения.
Программа 5 - 9 класса составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,
М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 класс; 6 класса; 7 класса; 8 класса;
9 класса. М.: Просвещение, 2016г.;
Программа по русскому языку в 5 - 9 классах определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной
деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их
умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое
воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня
общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной
адаптации.
Цель - дать знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для
дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
 образовательная
формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе
изучения элементарного курса грамматики, а также практически значимых
орфографических и пункционных навыков;
 коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков
их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных
возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
 воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных
качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности,
навыков контроля и самоконтроля.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 класса. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе на уроки русского языка
отведено 5 часов, с 6-9 класс – 4 часа. На каждый изучаемый раздел отведено
определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться
(увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в
содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой
из названных тем.
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся
специфических нарушений.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
 принцип коррекционно-речевой направленности;
 воспитывающий принцип;
 развивающий принцип;
 принцип доступности обучения;
 принцип систематичности и последовательности;
 принцип наглядности в обучении:
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка используется
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников:
1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал
в
полном объеме, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных
учебных ситуациях и с отсрочкой во времени;
2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного
материала, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных
ситуациях и с отсрочкой во времени только с дозированной помощью и
дополнительным объяснением учителя;
3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не
способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный
алгоритм действий в сходных учебных ситуациях.
Основные направления коррекционной работы:









развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю (5-9 классы), в том числе
количество часов для проведения контрольных работ.
N
Класс
Наименование курса
Количество
Количество
п/п
часов в неделю
часов в год
5 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
1
2
6 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
3
7 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
4
8 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
5
9 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные
результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся
с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
- различение гласных и согласных звуков и - различать звуки и буквы;
букв; ударных и безударных согласных - характеризовать гласные и согласные
звуков; оппозиционных согласных по звуки с опорой на образец и опорную
схему;
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- списывать с рукописного и печатного
- деление слов на слоги для переноса;
составление
предложений
из текста целыми словами с
прочитанных слов с опорой на картинку; орфографическим проговариванием;
списывание предложений после чтения и - записывать под диктовку текст,
анализа содержания.
включающий слова с изученными
- списывание по слогам и целыми словами орфограммами (30-35 слов);
с рукописного и печатного текста с - дифференцировать и подбирать слова
орфографическим проговариванием;
различных категорий по вопросу и
- запись под диктовку слов и коротких грамматическому значению (название
предложений (2-4 слова) с изученными предметов, действий и признаков
орфограммами;
предметов);
- обозначение мягкости и твердости - составлять предложения, устанавливать
согласных звуков на письме гласными связи между словами, между словом и
буквами
и
буквой
Ь
(после вопросом с помощью учителя, ставить
предварительной отработки);
знаки препинания в конце предложения;
- дифференциация и подбор слов, - делить текст на предложения;
обозначающих
предметы,
действия, - выделять тему текста (о чѐм идет
признаки;
речь), выбирать один заголовок из
- выделение из текста предложений на нескольких, подходящего по смыслу;
- анализировать слова по звуковому
заданную тему;
- отвечать на вопросы по содержанию составу (выделять и дифференцировать
звуки, устанавливать последовательность
текста или по иллюстрации к тексту;
- участие в обсуждении темы текста и звуков в слове);
- пользоваться орфографическим
выбора заголовка к нему.
словарем.
6 класс
- умение работать с языковыми единицами - умение производить фонетический
(буква, слово, предложение);
разбор слов;
- представление о значимости языка и
- умение разбирать слова по составу с
речи в жизни людей;
использованием опорных схем;
- знание отличительных признаков
- выделение имен существительных и имен

основных частей слова;
- умение различать части речи по вопросу
и значению;
- умение производить разбор слова с
опорой на представленный образец;
- подбор групп родственных слов; - разбор
слов по составу;
- построение простых распространѐнных
предложений;
- проверка написания в корне безударных
гласных звонких и глухих согласных;
- использование на письме
орфографических правил после
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма.

прилагательных как частей речи;
-построение простых распространѐнных
предложений с однородными членами;
- образование слов с новым значением с
использованием приставок и суффиксов;
- умение выделять главные и
второстепенные члены предложения;
- письмо под диктовку текстов с
соблюдением изученных знаков
препинания;
- пользование
школьным
орфографическим словарѐм.

7 класс
- написание под диктовку текста с - написание под диктовку текста с
изученными
орфограммами изученными орфограммами (75—80 слов);
предварительным анализом;
- написание изложения по данному плану
- исправление текста;
с предварительной
отработкой
- подбор однокоренных слов с помощью лексического материала (до 70 слов);
учителя;
- подбор однокоренных слов, используя
- различение частей речи с опорой на данные приставки и суффиксы;
таблицу или с помощью учителя, - образование одной части речи от другой
правильное
употребление
их
в и правильное употребление их в речи;
предложении;
- определение изученных грамматических
- решение орфографических задач, с признаков частей речи с опорой на
опорой па таблицу или с помощью таблицу;
учителя.
- нахождение орфограммы и решение
орфографических задач (самостоятельно
или с помощью учителя);
пользование
школьным
орфографическим словарем.
8 класс
- представление о значимости языка и речи - умение строить и различать простые и
в жизни людей;
сложные предложения;
- умение работать с языковыми единицами - умение писать под диктовку текст с
(буква, слово, предложение);
соблюдением с соблюдением изученных
знание отличительных признаков знаков препинания;
- умение проводить фонематический
основных частей слова;
- умение производить разбор слова с разбор слов;
опорой на представленный образец, схему, - умение оформлять деловые бумаги;
вопросы учителя;
- оформление деловых бумаг с опорой на
образец;

использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма;
- умение писать небольшое по объему
изложение
повествовательного,
описательного
характера,
после
предварительной
отработки
всех
компонентов текста (50-55 слов);
- умение составлять и писать небольшие
по объему (до 50 слов) сочинения на
основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
9 класс
- представление о значимости языка и речи - умение строить и различать простые и
в жизни людей;
сложные предложения;
- умение работать с языковыми единицами - умение писать под диктовку текст с
(буква, слово, предложение);
соблюдением с соблюдением изученных
знание отличительных признаков знаков препинания;
основных частей слова;
- умение проводить фонематический
- умение производить разбор слова с разбор слов;
опорой на представленный образец, схему, - умение оформлять деловые бумаги;
- умение писать небольшие по объему
вопросы учителя;
- оформление деловых бумаг с опорой на изложения и сочинения творческого
характера;
образец;
- умение различать части речи по вопросу
и значению;
использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на
основе готового алгоритма;
- умение писать небольшое по объему
изложение
повествовательного,
описательного
характера,
после
предварительной
отработки
всех
компонентов текста (50-55 слов);
- умение составлять и писать небольшие
по объему (до 50 слов) сочинения на
основе
наблюдений,
практической
деятельности,
опорным
словам
и
предложенному
плану
после
предварительной отработки содержания и

языкового оформления.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы»,
«Слово», «Части речи. Имя существительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика
гласных и согласных. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение
мягкости согласных на письме буквами ь, е, ѐ, ю, я.
Разделительный ь. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной
гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание – изменяемая часть
слова. Приставка как часть слова. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как
часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Проверяемые и
проверочные слова в группе однокоренных слов.
Части речи. Имя существительное. Употребление разных частей речи в
предложении и тексте. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена собственные и нарицательные.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
имен собственных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
числам. Различение существительных по родам.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка
вопросов от главных членов к второстепенным членам. Распространение предложения.
Однородные члены предложения.
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом, деление текста на части по данному плану.
Повторение
6 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы»,
«Слово. Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Предложение».
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные. Однородные члены
предложения.
Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных
членах.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание
безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с мягким знаком.

Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и
окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание
проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные
грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного числа. Склонение имен существительных во
множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного
падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с
именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Согласование с именем
существительным по родам, числам и падежам.
Предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения. Главные
и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Повторение.
7 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое и сложное предложения.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов. Сложные слова.
Части речи. Имя существительное. Основные грамматические категории имени
существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний
имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование
имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание
родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном
числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение
глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь).
Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в
простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные
члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены
предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и,
союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания
при обращении.

Повторение.
8 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными
членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который,
когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со
словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных.
Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского
рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в
единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен
существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном
числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных
окончаний имѐн существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые
имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание
глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание
частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных.

9

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
распространенные
и
нераспространенные.
Установление
последовательности
предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых
средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической
замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном
предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при
обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА,
КОТОРЫЙ.
Повторение.
класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Наречие»,
«Имя числительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными
членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который,
когда, где, что, чтобы, потому что.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова.
Сложносокращѐнные слова.
Части речи. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные
грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний
имѐн существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний
имѐн прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределѐнная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы с –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма
глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного
числа. Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные
количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и
от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены
предложения, предложения распространѐнные и нераспространѐнные, с однородными

членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без
союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложениях. Прямая речь (после слов автора).
Повторение.
Форма промежуточной аттестации по предмету предполагает написание
контрольного диктанта.

Тематическое планирование
№
п/п

№
урока
в теме

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25

1
2
3
4
5
6
7
8

26
27
28
29

9
10
11
12

30

13

31
32

14
15

Тема урока

Дата
проведения
План

Повторение. Звуки и буквы. Текст ( 17 ч )
Гласные и согласные. Алфавит.
Несовпадение звука и буквы в слове.
Твѐрдые и мягкие согласные перед и, е, ѐ, ю, я.
Мягкий знак на конце и в середине слова.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Текст. Различие текста и не текста.
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на
конце слова.
Ударные и безударные гласные в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Проверка безударных гласных в слове.
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Текст».
Деловое письмо. Адрес
Деловое письмо. Адрес
Коллективное составление рассказа по серии картинок.
Коллективное составление рассказа по серии картинок.
Предложение. Текст ( 17 ч )
Выражение в предложении законченной мысли.
Распространение предложений.
Порядок слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Главные члены предложения. Сказуемое.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Второстепенные члены предложения.
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на
предложения.
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений.
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст».

Факт

33
34

16
17

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

47

13

48

14

49
50

15
16

51
52
53

17
18
19

54

20

55
56
57
58
59

21
22
23
24
25

60

26

61
62
63
64
65

27
28
29
30
31

66

32

67
68
69
70
71

1
2
3
4
5

Деловое письмо. Адрес
Деловое письмо. Адрес
Состав слова ( 32 ч )
Корень и однокоренные слова.
Общее и различия в значении однокоренных слов.
Общее и различия в значении однокоренных слов.
Включение однокоренных слов в предложения.
Окончание – изменяемая часть слова.
Установление связи между словами с помощью окончания.
Приставка как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
Приставка и предлог.
Суффикс как часть слова.
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне.
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в
корне.
Единообразное написание гласных в корне однокоренных
слов.
Слово – корень с ударной гласной.
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных
слов.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Изменение формы слова для проверки парных звонких и
глухих согласных в корне.
Единообразное написание парных звонких и глухих
согласных в корне однокоренных слов.
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Непроверяемые написания в корне.
Единообразное написание корня в группе однокоренных
слов.
Единообразное написание корня в группе однокоренных
слов.
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Деловое письмо. Поздравление.
Деловое письмо. Поздравление.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному
плану.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному
плану.
Части речи. Текст ( 8 ч )
Названия предметов, действий и признаков.
Понятие о частях речи. Существительное.
Глагол.
Прилагательное.
Различие частей речи по вопросу и значению.

72
73
74

6
7
8

75
76
77
78
79
80

1
2
3
4
5
6

81

7

82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

95
96
97
89
99
100
101

1
2
3
4
5
6
7

102
103
104
105
106

8
9
10
11
12

107
108
109
110
111
112
113

1
2
3
4
5
6
7

114
115

8
9

Различие частей речи по вопросу и значению.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Контрольный диктант по теме «Части речи. Текст».
Имя существительное ( 20 ч )
Значение существительных в речи.
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные существительные.
Собственные и нарицательные существительные.
Правописание имѐн собственных.
Текст. Тема и основная мысль текста.
Понятие о единственном и множественном числе
существительных.
Употребление существительных в единственном и
множественном числе.
Изменение существительных по числам.
Знакомство с понятием рода.
Существительные мужского рода.
Существительные женского рода.
Существительные среднего рода.
Различие существительных по родам.
Различие существительных по родам.
Существительное. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Деловое письмо. Поздравление.
Деловое письмо. Поздравление.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Имя прилагательное ( 12 ч )
Значение прилагательных в речи.
Различие признаков, обозначаемых прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
Окончание прилагательных мужского рода.
Окончание прилагательных женского рода.
Окончание прилагательных среднего рода.
Окончание прилагательных мужского, женского и среднего
рода.
Изменение прилагательным по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Деловое письмо. Записка.
Деловое письмо. Записка.
Глагол ( 11 ч )
Значение глаголов в речи.
Различие действий, обозначаемых глаголов.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различие глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения
основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Глагол».

116

10

117

11

118
119
120

1
2
3

121

4

122
123
124
125
126
127
128

5
6
7
8
9
10
11

129
130
131
132
133
134
135
136

1
2
3
4
5
6
7
8

6
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по
данному началу и опорным словам.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по
данному началу и опорным словам.
Предложение. Текст ( 11 ч )
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопросов от главных членов предложения к
второстепенным членам.
Различие
нераспространенных
и
распространѐнных
предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами предложения.
Дополнение предложения однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме «Предложение. Текст».
Деловое письмо. Записка.
Деловое письмо. Записка.
Повторение ( 8 ч )
Состав слова.
Существительное.
Прилагательное.
Глагол.
Предложение.
Текст.
Контрольный диктант за курс 5 класса
Деловое письмо. Письмо.

класс
Тема урока
Предложение. Подлежащее и сказуемое
Предложения
нераспространѐнные
и распространѐнные
Однородные члены предложения
Перечисление без союзов и с союзом и
Диагностическая контрольная работа
Работа над ошибками.
Звуки и буквы
Алфавит. Предупредительный диктант
Слова с разделительным ь
Правописание безударных гласных, звонких
и глухих согласных
Правописание непроизносимых согласных, звонкихи глухих согласных
Сочинение на тему «Осень»
Практические упражнения. Гласные и согласные звуки.
Практические упражнения. Звуки и буквы.

часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы»
Работа над ошибками
Состав слова. Однокоренные слова
Корень, приставка, суффикс, окончание
Образование
слов
с помощью приставок.Словарный диктант
Образование слов с помощью суффиксов
Практические упражнения. Образование слов с помощью суффиксов
Правописание окончаний
Практические упражнения. Разбор слов по составу.Объяснительный
диктант
Практические упражнения. Состав слова.
Правописание безударных гласных в корне слова
Практические
упражнения.
Правописание безударных
гласных в
корне слова. Словарныйдиктант
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Практические упражнения. Правописание звонких иглухих согласных в
корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Практические
упражнения.
Непроизносимые согласные в корне
слова
Практические упражнения. Гласные и согласные вкорне слова
Контрольный диктант по теме «Гласные
и согласные в корне
слова»
Работа над ошибками
Приставка и предлог
Практические упражнения. Приставка и предлог
Разделительный ъ после приставок
Единообразное написание приставок на гласный
Единообразное написание приставок на согласный
Практические
упражнения. Правописаниеприставок
Практические упражнения. Деловое письмо: объявление
Практические упражнения. Гласные и согласные вкорне слова.
Правописание приставок
Контрольный диктант по теме «Правописание приставок»
Работа над ошибками
Части речи
Значение имени существительного
Имена собственные Творческий диктант
Мягкий
знак
после
шипящих
у
имѐн существительных
Склонение имѐн существительных в единственном числе
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание окончаний в Р.П., Д.п., П.п.
Правописание окончаний в Т.П., П.п.
Склонение
имѐн существительных в единственном числе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

Промежуточный контрольный диктант
Работа над ошибками
Склонение
множественном числе
Правописание
Предупредительный диктант
Дательный
Творительный
множественного числа.
Предложный
множественного числа
Родительный
множественного числа
Практические
существительных множественного числа
Контрольный
Работа над ошибками
Практические
существительного по числам и падежам
Понятие об имени прилагательном Значение имени прилагательного в
речи
Имя прилагательное.
Изменение имѐн прилагательных по родам
Имена прилагательные женского и мужского рода
Имена прилагательные среднего рода
Род имѐн прилагательных
Изменение имѐн прилагательных по числам
Умение различать число и род прилагательного посуществительному
Объяснительный диктант
Выборочное изложение «С любовью к природе» с.140.
Практические
упражнения. Согласованиеимѐнприлагательных с
существительными
Склонение имѐн прилагательных в единственном
Именительный и винительный падежи имѐн
прилагательных мужского и среднего рода
Родительный падеж имѐн прилагательных мужскогои среднего рода.
Предупредительный диктант
Практические упражнения. И.п, В.п. и Р.п имѐн прилагательных
Дательный падеж имѐн прилагательных мужского исреднего рода
Практические
упражнения
Д.
п.
имѐн
прилагательных м. и ср. рода. Деловое письмо:письмо другу
Творительный
падеж имѐн прилагательныхмужского и среднего
рода
Практические упражнения. Р.п., Д.п., Т.п. имѐн

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

99

прилагательных мужского и среднего рода
Предложный падеж имѐн прилагательных мужскогои среднего рода
Практические упражнения. Предложный
падеж
имѐн прилагательных мужского и среднего рода
Практические
упражнения. Падежи
имѐнприлагательных
мужского и среднего рода
Практические упражнения. Деловое письмо:
составление заметки (упр. 296)
Контрольный диктант по теме «Правописаниеимѐн прилагательных м. и
ср. рода»
Работа над ошибками
Склонение имѐн прилагательных женского рода
Родительный,
дательный,
творительный,
предложный падежи имѐн прилагательных женскогорода
Практические упражнения Родительный, дательный,
творительный,
предложный падежи имѐн прилагательных женского
рода. Словарный диктант
Изложение рассказа «Чем пахнет весна» (устная работа)

100

Изложение

101

Винительный падеж имѐн прилагательных женскогорода

1

102

1

104

Практические упражнения. Винительный падеж
имѐн прилагательных женского рода.
Винит.
и
творит.
падеж имѐн прилагательныхженского
рода
Сочинение по картине «Богатыри» (устная работа)

105

Сочинение по картине «Богатыри» (письменнаяработа)

1

106

Склонение

1

107

Практические упражнения. Склонение имени
прилагательного
Контрольный диктант по теме «Правописаниеимѐн прилагательных
женского рода»
Работа над ошибками

1

Склонение имѐн прилагательных во множественном
числе Предупредительный диктант
Родительный и
предложный падежи
имѐнприлагательных
множественного числа
Дательный и творительный
падежи имѐн
прилагательных множественного числа
Практические
упражнения.
Дательный
и творительный
падежи
имѐн
прилагательных

1

90
91
92
93
94
95
96
97
98

103

108
109
110
111
112
113

рассказа «Чем

пахнет весна»(письменная работа)

имени прилагательного

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

множественного числа
Практические упражнения. Правописание прилагательных
множественного
числаОбъяснительный диктант
Практические
упражнения.
Работа
с
деформированным текстом (у.372)
Практические упражнения.
Падежные окончанияприлагательных
мужского и среднего рода
Практические упражнения. Работа по картине (упр. 376)

1

1

119

Контрольный диктант по теме «Правописание имѐнприлагательных
множественного числа»
Работа над ошибками

120

Предложение

1

121

Однородные члены предложения Главные и
второстепенные члены предложения в качествеоднородных
Союзы а, но в предложении с однородными членами

1

1

124

Перечисление
с
одиночным союзом
и.
Предупредительный диктант
Практические упражнения. Перечисление без союзов

125

Итоговый контрольный диктант

1

126

Работа над ошибками

1

127

Сложное предложение

1

128

Сложное предложение с союзами и, а, но

1

129

Практические
упражнения.
Бессоюзное предложение.
Объяснительный диктант
Обращение Знаки препинания при обращении

1

114
115
116
117
118

122
123

130
131

Практические упражнения. Знаки препинания при
по

обращении

теме «Сложноепредложение»

1
1
1

1

1

1

1
1

132

Контрольныйдиктант

133

Практические упражнения. Сложное предложение.

1

134

1

135

Состав слова. Правописание окончаний имѐн
существительных
Род, число, склонение имѐн существительных, имѐнприлагательных

136

Подведение итогов за год. Рекомендации на лето

1

1

1

7
№
п\п

класс
Тема урока
Предложение. Связь слов в предложении.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Однородные члены предложения: главные и второстепенные
Знаки препинания при однородных членах предложения
Однородные члены предложения с союзами и без союзов.
Простое и сложное предложение. Общие и различительные признаки.
Дифференциация простых предложений с однородными членами и
сложных предложений
Деловое письмо. Телеграмма
Урок обобщающего повторения по теме «Предложение».
Проверочный диктант по теме «Повторение»
Работа над ошибками
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка.
Суффикс.
Окончание.
Разбор слов по составу
Правописание безударных гласных в корне
Правописание согласных в корне.
Непроверяемые гласные и непроизносимые согласные в корне слова.
Проверочный диктант «Правописание гласных и согласных в корне».
Работа над ошибками
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание Ъ после приставок
Приставка и предлог.
Изложение.
Сложные слова
Повторение и обобщение по разделу «Состав слова»
Контрольный диктант за четверть.
Работа над ошибками.
Д.письмо. Объяснительная записка.
Сочинение-описание по картине В.Г.Перова «Охотники на привале»
Имя существительное как часть речи, его роль в речи.

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Имена существительные собственные и нарицательные.
Правописание имен существительных с шипящей на конце.
Склонение имен существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний имен сущ. в ед. числе
Правописание падежных окончаний имен сущ. в ед. числе
Обобщающие упражнения по теме «Имя существительное в ед.числе»
Склонение имен существительных во множественном числе.
Правописание падежных окончаний имен сущ. во мн. числе
Правописание сущ. во мн. числе с шипящей на конце
Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа над ошибками
Основные грамматические категории имен сущ. Морфологический
разбор имени существительного
Д.письмо. Заявление
Сочинение по картине Васнецова «Спящая красавица»
Имя прилагательное как часть речи. Употребление имен
прилагательных в устной и письменной речи
Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде,
числе и падеже.
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в ед. числе
Склонение имен прилагательных женского рода в ед. числе
Склонение имен прилагательных женского рода в ед. числе
Обобщающие упражнения по теме «Склонение имен прил. в ед. числе»
Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками
Склонение имен прилагательных во мн. числе
Морфологический разбор имени прилагательного.
Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное»
Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении
Употребление местоимений в речи
Личные местоимения 1,2 и 3 лица
Личные местоимения 1,2 и 3 лица
Лицо и число личных местоимений
Склонение местоимений 1 лица
Склонение местоимений 1 лица
Склонение местоимений 2 лица
Склонение местоимений 2 лица
Склонение местоимений 3 лица
Склонение местоимений 3 лица
Правописание личных местоимений с предлогами
Роль местоимения в предложении
Д.письмо. Письмо другу

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Обобщающий урок по теме «Местоимение»
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Работа над ошибками
Глагол как часть речи.
Роль глагола в предложении.
Изменение глагола по временам.
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
Объяснительный диктант
Правописание НЕ с глаголами
Правописание НЕ с глаголами
Изменение глаголов по лицам
1 лицо глагола
2 лицо глагола
3 лицо глагола
Правописание глаголов с -СЯ и -СЬ
Правописание личных окончаний глаголов 1 лица
Правописание личных окончаний глаголов 2 лица
Правописание личных окончаний глаголов 3 лица
Правописание глаголов с -СЯ
Повторение и обобщение изученного по разделу «Глагол»
Контрольный диктант за 3 четверть
Работа над ошибками

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98

Д.письмо «Письмо-поздравление»

1

99

Морфологический разбор глагола как части речи

1

100

Упражнения для закрепления темы «Глагол»

1

101

Изложение по готовому плану

1

102

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

103

Простое и сложное предложение

1

104

1

105

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах предложения.
Однородные члены предложения с союзами И, А, НО

106

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И

1

107

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И

1

108

Обобщение и закрепление по теме «Простое предложение»

1

109

Проверочный диктант по теме «Простое предложение»

1

1

110

Работа над ошибками

1

111

Развитие речи. Изложение

1

112

Сложное предложение

1

113

Знаки препинания в сложном предложении

1

114

Союзы И, А, НО в сложном предложении.

1

115

Проверочный диктант по теме «Сложное предложение»

1

116

Обращение

1

117

Место обращения в предложении

1

118

Знаки препинания при обращении

1

119

Обобщение по теме «Обращение»

1

120

Д.письмо. Объявление

1

121

Обобщающий урок по теме «Предложение»

1

122

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

123

Работа над ошибками

1

124

Состав слова

1

125

Правописание гласных и согласных в корне.

1

126

Самостоятельная работа по теме «Состав слова»

1

127

Части речи.

1

128

Контрольный диктант за год

1

129

Работа над ошибками

1

130

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

131

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

132

Склонение личных местоимений

1

133

Правописание глаголов

1

134

Развитие речи. Изложение по плану

1

135

Простое и сложное предложение

1

136

Простое и сложное предложение

1

8
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

класс
Тема урока
Предложение. Простое и сложное. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов
Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов
Простое предложение с однородными членами предложения
Д письмо. Объяснительная записка
Проверочный диктант по теме «Предложение»
Работа над ошибками
Однокоренные слова
Подбор однокоренных слов
Разбор слов по составу
Звонкие и глухие согласные в корне
Звонкие и глухие согласные в корне
Безударные гласные в корне
Безударные гласные в корне
Непроверяемые безударные гласные в корне
Проверочный диктант по теме «Гласные и согласные в корне слова»
Работа над ошибками
Гласные и согласные в приставках
Гласные и согласные в приставках
Приставка и предлог
Приставка и предлог
Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные в приставках и
корне слова»
Работа над ошибками
Сложные слова
Образование сложных слов с соединительными гласными и без них
Образование сложных слов с соединительными гласными и без них
Проверочный диктант по теме «Сложные слова»
Работа над ошибками
Д. письмо. Автобиография
Обобщение пройденного
Контрольный диктант за 1 четверть
Работа над ошибками
Обобщение пройденного
Обобщение пройденного

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77

Части речи
Основные грамматические категории имени существительного
Имя собственное
Существительные единственного числа с шипящей на конце
Склонение имен существительных в единственном числе
Склонение имен существительных в единственном числе
Склонение имен существительных во множественном числе
Имена существительные во множественном числе с шипящей на конце
Несклоняемые имена существительные

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольный диктант по теме «Склонение имен существительных»
Работа над ошибками
Имя прилагательное как часть речи. Согласование с им. сущ.
Родовые окончания имен прилагательных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
Склонение имен прилагательных множественного числа
Склонение имен прилагательных на –ий; -ья; -ье; -ьи.
Склонение имен прилагательных на –ий; -ья; -ье; -ьи.
Обобщение пройденного
Проверочный диктант по теме «Склонение имен прилагательных»
Лицо и число личных местоимений
Склонение личных местоимений
Склонение личных местоимений
Склонение личных местоимений
Правописание местоимений с предлогами
Обобщение пройденного
Контрольный диктант за II четверть
Работа над ошибками
Д. письмо. Заявление
Обобщение пройденного
Глагол как часть речи
Роль глагола в предложении
Роль глагола в предложении
Неопределенная форма глагола на –ть, -чь. –ти.
Правописание шипящих на конце слова
Изменение глагола по временам
Изменение глагола по временам
Прошедшее время глагола. Род и число
Не с глаголами
Диктант или изложение по теме «Изменение глагола по временам»
Изменение глагола по лицам и числам
Изменение глагола по лицам и числам
Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Изменение глаголов по лицам и числам
Глаголы 3 лица
Правописание глаголов на –тся; -ться
Правописание глаголов на –тся; -ться
Правописание глаголов на –тся; -ться
Обобщение пройденного по теме «Глагол»
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Работа над ошибками
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
2 спряжение глаголов
1 спряжение глаголов
Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Способы проверки безударных окончаний глаголов
Способы проверки безударных окончаний глаголов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98

Контрольный диктант за III четверть

1

99

Работа над ошибками

1

100

Обобщение пройденного

1

101

Подлежащее в простом и сложном предложении

1

102

Подлежащее в простом и сложном предложении

1

103

Распространенные и нераспространенные предложения

1

104

Распространенные и нераспространенные предложения

1

105

Простое предложение с однородными членами

1

106

Простое предложение с однородными членами

1

107

Простое предложение с однородными членами

1

108

Проверочный диктант по теме «Простое предложение»

1

109

Обращение

1

110

Знаки препинания при обращении

1

111

Знаки препинания при обращении

1

112

Знаки препинания при обращении

1

113

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

114

Работа над ошибками

1

115

Сложные предложения без союзов и с союзами

1

116

Сложные предложения без союзов и с союзами

1

117

1

119

Дифференциация простых предложений с однородными членами и
сложных предложений
Дифференциация простых предложений с однородными членами и
сложных предложений
Сложные предложения с союзными словами когда, где, что и т.д.

120

Сложные предложения со словами когда, где, что и т.д.

1

121

Сложные предложения со словами когда, где, что и т.д.

1

Сложные предложения со словами когда, где, что и т.д.

1

122
123

Обобщение пройденного

1

124

Д.письмо. Объявление

1

125

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзными
словами когда, где, что»
Работа над ошибками

1

1

128

Повторение
Правила правописания в разных частях слова
Упражнения на изученные орфограммы

129

Сложные предложения с союзами и союзными словами когда, где, что

1

130

Изложение

1

131

Работа над ошибками

1

132

Обобщение пройденного

1

133

Контрольный диктант за год

1

134

Работа над ошибками

1

135

Обобщение пройденного

1

136

Обобщение пройденного

1

118

126
127

1
1

1

1

9
№
п\п

класс
Тема урока
Главные и второстепенные члены предложения

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Распространенные и нераспространенные предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Простые предложения с однородными членами
Обращение
Сложные предложения с союзами и без союзов
Сложные предложения с союзными словами ГДЕ, КОГДА, ЧТО и т. д.
Сложные предложения с союзными словами ГДЕ, КОГДА, ЧТО и т. д.
Обобщение пройденного по теме «Предложение»
Обобщение пройденного по теме «Предложение»
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Анализ контрольного диктанта
Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие.
Разделительные Ъ и Ь
Ударные и безударные гласные
Звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные
Д. письмо. Объявление
Обобщение пройденного по теме «Звуки речи»
Проверочный диктант по теме «Звуки речи»
Работа над ошибками
Состав слова
Разбор слова по составу
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание гласных и согласных в приставках
Правописание гласных и согласных в корне слова
Правописание приставок на З и С
Правописание приставок на З и С
Правописание сложных слов
Правописание сложных слов
Сложносокращенные слова
Д.письмо. Расписка
Обобщение пройденного по теме «Состав слова»
Контрольный диктант за четверть.

Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79

Анализ контрольного диктанта
Имя существительное. Его роль в предложении.
Грамматические признаки имени существительного
Грамматические признаки имени существительного
Склонение имен существительных
Правописание падежных окончаний имен существительных
Правописание падежных окончаний имен существительных
Существительные с шипящей на конце
Несклоняемые имена существительные
Д.письмо. Заметка
Обобщение пройденного по теме «Имя существительное»
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками
Роль прилагательного в предложении
Связь имени прилагательного с именем существительным
Связь имени прилагательного с именем существительным
Безударные окончания имен прилагательных
Безударные окончания имен прилагательных
Падежные окончания имен прилагательных на –ий,-ья, -ье, -ьи
Д.письмо. Объяснительная записка
Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное»
Роль местоимения в речи
Лицо и число личных местоимений
Склонение личных местоимений
Правописание личных местоимений с предлогами
Правописание личных местоимений третьего лица
Обобщение пройденного по теме «Местоимение»
Контрольный диктант за II четверть
Работа над ошибками
Д.письмо. Заметка
Обобщение пройденного за II четверть
Роль глагола в предложении
Грамматические признаки глагола
Род и число глаголов прошедшего времени
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма глагола
Правописание частицы НЕ с глаголами
Правописание частицы НЕ с глаголами
Проверочный диктант по теме «Глагол»
Глаголы 2 лица единственного числа
Правописание –ТЬСЯ, -ТСЯ в глаголах
Ударные и безударные личные окончания глаголов
Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97

Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
Р/речи. Изложение
Глаголы повелительного наклонения
Глаголы повелительного наклонения
Глаголы повелительного наклонения
Мягкий знак в глаголах
Д.письмо. Анкета
Обобщение пройденного по теме «Глагол»
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Понятие о наречии
Понятие о наречии
Наречия места, времени и способа действия
Наречия места, времени и способа действия
Правописание наречий с О и А на конце
Правописание наречий с О и А на конце

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

98

Обобщение пройденного по теме «Наречие»

1

99

Проверочный диктант по теме «Наречие»

1

100

Числительные порядковые и количественные

1

101

Числительные порядковые и количественные

1

102

Связь имени числи тельного с именем существительным

1

103

Правописание числительных от 5 до 20,30; от 50 до 80; от 500 до 900

1

104

Правописание числительных от 5 до 20,30; от 50 до 80; от 500 до 900

1

105

Правописание числительных 90, 200, 300, 400

1

106

Д.письмо. Доверенность

1

107

Обобщение пройденного по теме «Имя числительное»

1

108

Обобщение пройденного по теме «Имя числительное»

1

109

Контрольный диктант за четверть

1

110

Работа над ошибками

1

111

Повторение темы «Части речи»

1

112

Определение частей речи в предложении

1

113

Определение частей речи в предложении

1

114

Определение частей речи в предложении

1

115

Сочинение по картине

1

116

Обобщающие упражнения

1

117

Проверочный диктант по теме «Части речи»

1

118

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

119

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

120

Распространенные и нераспространенные предложения

1

121

Предложения с однородными членами

1

122

Предложения с однородными членами

1

123

Предложения с однородными членами

1

124

Предложения с однородными членами

1

125

Обращение. Знаки препинания при обращении

1

126

Обращение. Знаки препинания при обращении

1

127

Сложные предложения с союзами и без союзов

1

128

Сложные предложения с союзами и без союзов

1

129

Сложные предложения с союзами и без союзов

1

130

Сложные предложения с союзами и без союзов

1

131

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

132

Работа над ошибками

1

133

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

1

134

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

1

135

Обобщение пройденного

1

136

Итоговый контрольный диктант

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 10-е изд. –
М. : Просвещение, 2020. – 263 с.
2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 10-е изд. –
М. : Просвещение, 2019. – 270 с.
3. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 10-е изд. –
М. : Просвещение, 2020. – 287 с.
4. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 4-е изд. –
М. : Просвещение, 2018. – 255 с.
5. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 5-е изд. –
М.: Просвещение, 2018. – 208 с.
6. Кудрявцева О.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы VIII вида. 5-7 классы» ВЛАДОС, 2005 г.
7. Жидкова Л.А., Каменецкая Л.М. «Сборник диктантов для вспомогательной школы».
Изд. «Просвещение», М., 1966 г.

1.
2.
3.
4.

Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Видеофрагменты фильмов (DVD)
Компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Аннотации к рабочим программам НОО 2023.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».