Приложение к Адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с умственной отсталостью Рабочая программа по предмету Физическая культура 1 вариант (5-9 класс) с. Бородино Пояснительная записка учебного предмета «Физическая Рабочая программа культура» разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599; адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1); учебным планом МБОУ «Бородинская сош». Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебновоспитательной работы в школе в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционнокомпенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество. Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребѐнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. Характерной особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих обучающихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта. К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми. Следует отметить, что среди обучающихся с умственной отсталостью имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры: — воспитание интереса к физической культуре и спорту; — овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся; — коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности; — воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военнопатриотической подготовке. Общая характеристика учебного предмета. Программа по физической культуре для обучающихся V-IX-х классов является логическим продолжением соответствующей учебной программы I—IV классов. Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовки», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение. В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики. В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств, обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.). Освоение раздела «Лыжная подготовка» направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе. Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с 5-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал). В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок. Так же, как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком, умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы все дети были охвачены вниманием и помощью педагога. Теоретические сведения Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений. Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры. Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы. Гимнастика Теоретические сведения. Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам. Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики. Практический материал: Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки. Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов. Легкая атлетика Теоретические сведения. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину. Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах. Практический материал: Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п. Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности. Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат». Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель. Лыжная подготовка Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма. Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов. Практический материал. Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты. Спортивные игры Практический материал. Коррекционные игры; Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др. Баскетбол Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий баскетболом на организм учащихся. Практический материал. Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача. Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча. Волейбол Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол. Практический материал. Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево. Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами. Место предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом на изучение физической культуры в 5-9 классах отводится 2 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 урока в течение года, в 5 классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч,, в 7 классе — 68 ч,, в 8 классе — 68 ч,, в 9 классе 68 ч,. всего 340 уроков за 5 лет. По данной программе занимаются обучающиеся с УО, получающие образование инклюзивно в массовой школе с 5 класса по 9 класс. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец школьного обучения Минимальный уровень: знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя); выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности; выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя); участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры. Достаточный уровень: Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде; выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лѐжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; выполнение строевых действий в шеренге и колонне; знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела), подача строевых команд, ведение подсчѐта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя); выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения; объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. Планируемые результаты изучаемого курса 5 класс Личностный результат Предметный результат -должны быть способны к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности; должны повышать уровень самостоятельности; - должны ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, учителями; - должны проявлять желание, интерес к занятиям физической культурой; - должны уметь реализовать себя при выходе из школы» должны развивать познавательную активность; - должны развивать любознательность; - должны проявлять внимание к друг другу; - знать правила поведения при выполнении строевых команд; - знать гигиену после занятий физическими упражнениями; - знать приемы выполнения команд: «Налево!», «Направо!»; - уметь выполнять команды «Направо!», «Налево!», «Кругом!»; - уметь соблюдать интервал; - уметь выполнять исходные положения без контроля зрения; - уметь правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; - уметь выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; - уметь лазать по канату произвольным способом; - уметь выбирать наиболее удачный способ переноски груза; - уметь сохранять равновесие на наклонной плоскости; 6 класс Личностный результат Предметный результат -должны быть способны к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности; должны повышать уровень самостоятельности; - должны ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, учителями; - должны проявлять желание, интерес к занятиям физической культурой; - должны уметь реализовать себя при выходе из школы» должны развивать познавательную активность; - должны развивать любознательность; - должны проявлять внимание; знать как правильно выполнять перестроение из колонны по одному в колонну по два; - знать как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка; - уметь подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений; - уметь соблюдать дистанцию в движении; - уметь выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь» с усложнениями; уметь сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне; - уметь преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья; - уметь лазать по канату способом в три приема; класс 7 Личностный результат Предметный результат знать как правильно выполнять -должны быть способны к проявлению размыкания уступами; чуткости, сочувствия, тактичности, - знать, как перестроиться из колонны по толерантности; одному в колонну по два, по три; должны повышать уровень - знать, как осуществлять страховку при самостоятельности; выполнении другим учеником - должны ощущать эмоциональный упражнения на бревне; комфорт при общении со сверстниками, учителями; уметь различать и правильно - должны проявлять желание, интерес к выполнять команды «Шире шаг!», «Короче занятиям физической культурой; шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»; - должны уметь реализовать себя при выходе - уметь выполнять опорный прыжок из школы» способом «согнув ноги» через козла; должны развивать познавательную - уметь различать фазы опорного прыжка; активность; - уметь удерживать равновесие на - должны развивать любознательность; гимнастическом бревне в усложненных - должны проявлять внимание; условиях ; - уметь лазать по канату способом в два и три приема; уметь выполнять простейшие комбинации на бревне; класс 8 Личностный результат Предметный результат -должны быть способны к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности; -должны повышать уровень самостоятельности; -должны ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, учителями; -должны проявлять желание, интерес к занятиям физической культурой; -должны уметь реализовать себя при выходе из школы» -должны развивать познавательную активность; -должны развивать любознательность; -должны проявлять внимание друг к другу; - знать, что такое фигурная маршировка; - знать требования к строевому шагу; - знать, как перенести одного ученика двумя различными способами; - знать фазы опорного прыжка; - уметь соблюдать интервал и дистанцию при выполнении упражнений в ходьбе; уметь выполнять движения и воспроизводить из с заданной амплитудой и без контроля зрения; - уметь изменять направление движения по команде; - уметь выполнять опорный прыжок способом «согнув ноги» и «ноги врозь» с усложнениями (выше снаряд, дальше мостик от снаряда); - уметь выполнять простейшие комбинации на бревне; - уметь проводить анализ выполненного движения учащихся; класс 9 Личностный результат Предметный результат -должны быть способны к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности, толерантности; -должны повышать уровень самостоятельности; -должны ощущать эмоциональный комфорт при общении со сверстниками, учителями; -должны проявлять желание, интерес к занятиям физической культурой; -должны уметь реализовать себя при выходе из школы» -должны развивать познавательную активность; -должны развивать любознательность; -должны проявлять внимание друг к другу; - знать, что такое строй; - знать как выполнять перестроения; - знать, как проводятся соревнования по гимнастике; - уметь выполнять все виды лазания; - уметь выполнять все виды опорных прыжков; - уметь выполнять равновесие; - уметь составлять 5-6 упражнений и уметь показать их выполнение на уроке; Содержание учебного предмета физическая культура 5 класс В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные. Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность. Гимнастика с основами акробатики (15часов) Строевые упражнения Ходьба, перестроение, смена ног при ходьбе. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц: основные положения движения головы, конечностей, туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: с гимнастическими палками; с большими обручами; с малыми мячами; с набивными мячами; упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на гимнастической стенке: Наклоны, прогибания туловища, взмахи ногой. Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после консультации врача): простые и смешанные висы и упоры; переноска груза и передача предметов; танцевальные упражнения; лазание и перелезание; равновесие; развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Лѐгкая атлетика(18 часов) Ходьба Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий. Ходьба приставным шагом левым и правым боком. Ходьба с различными положениями рук, с предметами в руках. Бег Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на носках (коридор 20-30 см). Бег на скорость 60 м с высокого и низкого старта. Бег с преодолением малых препятствий в среднем темпе. Эстафетный бег (60 м по кругу). Прыжки Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки через скакалку, продвигаясь вперед произвольно. Прыжки произвольным способом (на двух и на одной ноге) через набивные мячи (расстояние между препятствиями 80-100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1 м. Метание Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Метание малого мяча на дальность с 3 шагов с разбега (коридор 10 м). Метание мяча в вертикальную цель. Метание мяча в движущуюся цель. Толкание набивного мяча весом 1 кг с места одной рукой. Подвижные и спортивные игры (21час) Пионербол Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке, ловля мяча над головой, подача двумя руками снизу, боковая подача; розыгрыш мяча на три паса. Учебная игра. Баскетбол Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу. Основная стойка; передвижения без мяча вправо, влево, вперед, назад. То же самое с ударами мяча об пол. Ведение мяча на месте и в движении. Остановка по сигналу учителя. Ловля и передача на месте двумя руками, повороты на месте. Подвижные игры и игровые упражнения: коррекционные; с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, равновесием; с бегом на скорость; с прыжками в высоту, длину; с метанием мяча на дальность и в цель; с элементами пионербола, баскетбола. Лыжная подготовка (14часов) Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; поворот на лыжах вокруг носков лыж. Передвижение ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке. Подъем по склону наискось и прямо «лесенкой». Передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км. Передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м. Передвижение на лыжах до 1 км. Игры: «Кто дальше?», «Быстрый лыжник», «Кто быстрее?». Контрольно-измерительные материалы Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 1 км. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). 6 класс В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные. Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность. Гимнастика и акробатика (19 часов) Строевые упражнения. Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки на месте (повторение) и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны. Выполнение команд: «Шире шаг!». «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц: основные положения движения головы, конечностей, туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: с гимнастическими палками; с большими обручами; с малыми мячами; с набивными мячами; упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на гимнастической стенке: Прогибание туловища, взмахи ногой. Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после консультации врача): простые и смешанные висы и упоры; переноска груза и передача предметов; танцевальные упражнения; лазание и перелезание; равновесие; развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Лѐгкая атлетика (25) Ходьба Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба с крестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о спортивной ходьбе. Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя. Бег Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30-50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30-40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м. Эстафетный бег (100 м) по кругу. Бег с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м (3-6 раз); бег на отрезке 60 м – 2 раза за урок. Кроссовый бег 300-500 м. Прыжки Прыжки на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания. Метание Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2-3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами из различных исходных положений. Метание малого мяча на дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4-6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком. Подвижные и спортивные игры (10 часов) Пионербол Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками. Подача, нижняя прямая (подводящие упражнения). Игра: «Мяч в воздухе». Дальнейшая отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра. Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по площадке. Стойки и перемещение волейболистов. Баскетбол Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч». Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег – ловля мяча – остановка шагом – передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3-5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8-15 раз). Подвижные игры и игровые упражнения: коррекционные; с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием; с бегом на скорость; с прыжками в высоту, длину; с метанием мяча на дальность и в цель; с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола; с элементами баскетбола. Лыжная подготовка (14 часов) Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на расстояние до 100 м. Подъем по склону прямо ступающим шагом. Спуск с пологих склонов. Повороты переступанием в движении. Подъем «лесенкой» по пологому склону. Торможение «плугом». Передвижение на лыжах в медленном темпе на расстояние до 1,5 км. Игры: «Кто дальше?», «Пятнашки простые», эстафеты. Преодолеть на лыжах 1,5 км (девочки), 2 км (мальчики). Контрольно-измерительные материалы Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 1.5 км – девочки, 2 км – мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). 7 класс В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные. Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность. Гимнастика и акробатика (15 часов) Строевые упражнения Понятие о строе, шеренге, ряде, колонне, двух шереножном строе, флангах, дистанции. Размыкание уступами по счету на месте. Повороты направо, налево при ходьбе на месте. Выполнение команд: «Чаще шаг!». «Реже шаг!». Ходьба «змейкой», противоходом. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц: основные положения движения головы, конечностей, туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: с гимнастическими палками; с большими обручами; с малыми мячами; с набивными мячами; упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на гимнастической стенке: наклоны к ноге, поставленной на рейку на высоте колена, бедер; сгибание и поднимание ног в висе поочередно и одновременно; различные взмахи. Акробатические упражнения (элементы, связки выполняются только после консультации врача): простые и смешанные висы и упоры; переноска груза и передача предметов; танцевальные упражнения; лазание и перелезание; равновесие; развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Лѐгкая атлетика15 Ходьба Продолжительная ходьба (20-30 мин) в различном темпе, с изменением ширины и частоты шага. Ходьба «змейкой», ходьба с различными положениями туловища (наклоны, присед). Бег Бег с низкого старта; стартовый разбег. Старты из различных положений; Бег с ускорением и на время (60 м). Бег на 40 м – 3-6 раз. Бег на 60 м – 3 раза; Бег на 100 м – 2 раза за урок. Медленный бег до 4 мин. Кроссовый бег на 500-1000 м. Бег на 80 м с преодолением 3-4 препятствий. Встречные эстафеты. Прыжки Запрыгивания на препятствия высотой 60-80 см. Во время бега прыжки вверх на баскетбольное кольцо толчком левой, толчком правой, толчком обеих ног. Прыжки со скакалкой до 2 мин. Многоскоки с места и с разбега на результат. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (зона отталкивания – 40 см); движение рук и ног в полете. Метание Метание набивного мяча весом 2-3 кг двумя руками снизу, из-за головы, через голову. Толкание набивного мяча весом 2-3 кг с места на дальность. Метание в цель. Метание малого мяча в цель из положения лежа. Метание малого мяча на дальность с разбега по коридору 10 м. Подвижные и спортивные игры (17 часов) Волейбол Правила и обязанности игроков; техника игры в волейбол. Предупреждение травматизма. Верхняя передача двумя руками мяча, подвешенного на тесьме, на месте и после перемещения вперед. Верхняя передача мяча, наброшенного партнером на месте и после перемещения вперед в стороны. Игра: «Мяч в воздухе». Учебная игра в волейбол. Баскетбол Основные правила игры в баскетбол. Штрафные броски. Бег с изменением направления и скорости, с внезапной остановкой. Остановка прыжком, шагом, прыжком после ведения мяча; повороты на месте вперед, назад; вырывание и выбивание мяча; Ловля мяча двумя руками в движении. Передача мяча в движении двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Передача мяча в парах и тройках. Ведение мяча с изменением высоты отскока и ритма бега, ведение мяча после ловли с остановкой и в движении. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча после остановки и после ведения. Сочетание приемов. Ведение мяча с изменением направления – передача. Ловля мяча в движении – ведение мяча – остановка – поворот – передача мяча. Ведение мяча – остановка в два шага – бросок мяча в корзину (двумя руками от груди или одной от плеча). Ловля мяча в движении – ведение мяча – бросок мяча в корзину. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. Подвижные игры и игровые упражнения: коррекционные; с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием; с бегом на скорость; с прыжками в высоту, длину; с метанием мяча на дальность и в цель; с элементами пионербола и волейбола; с элементами баскетбола; игры на снегу. Лыжная подготовка (21 час) Совершенствование двухшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой ». Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м (5-6 повторений за урок), 150-200 м (2-3 раза). Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжные эстафеты на кругах 300-400 м. Игры на лыжах: «Слалом», «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель». Контрольно-измерительные материалы Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2-3 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 2 км – девочки, 2,5 км – мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). 8 класс В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные. Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность. Гимнастика и акробатика(15 часов) Строевые упражнения Закрепление всех видов перестроений. Повороты на месте и в движении. Размыкание в движении на заданную дистанцию и интервал. Построение в две шеренги; размыкание, перестроение в четыре шеренги. Ходьба в различном темпе, направлениях. Повороты в движении направо, налево. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: упражнения на осанку; дыхательные упражнения; упражнения в расслаблении мышц: основные положения движения головы, конечностей, туловища. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: с гимнастическими палками; с большими обручами; с малыми мячами; с набивными мячами; упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на гимнастической стенке: взмахи ногой (правой, левой)в сторону, стоя лицом к стенке и держась руками за нее обеими руками; приседание на одной ноге (другая нога поднята вперед), держась рукой за решетку. Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача): простые и смешанные висы и упоры; переноска груза и передача предметов; танцевальные упражнения; лазание и перелезание; равновесие; развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Лѐгкая атлетика (15 часов) Ходьба Ходьба на скорость (до 15-20 мин). Прохождение на скорость отрезков от 50-100 м. Ходьба группами наперегонки. Ходьба по пересеченной местности до 1,5-2 км. Ходьба по залу со сменой видов ходьбы, в различном темпе с остановками на обозначенных участках. Бег Бег в медленном темпе до 8-12 мин. Бег на: 100 м с различного старта. Бег с ускорением; бег на 60 м – 4 раза за урок. Бег на 100 м – 2 раза за урок. Кроссовый 6ег на 500-1000 м по пересеченной местности. Эстафета 4 по 100 м. Бег 100 м с преодолением 5 препятствий. Прыжки Выпрыгивания и спрыгивания с препятствия (маты) высотой до 1 м. Выпрыгивания вверх из низкого приседа с набивным мячом. Прыжки на одной ноге через препятствия (набивной мяч, полосы) с усложнениями. Прыжки со скакалкой на месте и с передвижением в максимальном темпе (по 10-15 с). Прыжок в длину способом «согнув ноги»; подбор индивидуального разбега. Тройной прыжок с места и с небольшого разбега. Прыжок с разбега способом «перешагивание»: подбор индивидуального разбега. Метание Броски набивного мяча весом 3 кг двумя руками снизу, из-за головы, от груди, через голову на результат. Метание в цель. Метание малого мяча на дальность с полного разбега в коридор 10 м. Метание нескольких малых мячей в различные цели из различных исходных положений и за определенное время. Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг со скачка в сектор. Подвижные и спортивные игры (17 часов) Волейбол Техника приема и передачи мяча и подачи. Наказания при нарушениях правил игры. Прием и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление). Блок (ознакомление). Прыжки вверх с места и с шага, прыжки у сетки (3-5 серий по 5-10 прыжков в серии за урок). Многоскоки. Упражнения с набивными мячами. Верхняя передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево. Передача мяча в зонах 6-3-4 (2), 5-3-4 через сетки, 1-2-3 через сетку; то же, но после приема мяча с подачи. Подачи нижняя и верхняя прямые. Баскетбол Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо. Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. Передача мяча двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ведение мяча с обводкой препятствий. Броски мяча по корзине в движении снизу, от груди. Подбирание отскочившего мяча от щита. Учебная игра по упрощенным правилам. Ускорение 15-20 м (4-6 раз). Упражнения с набивными мячами (2-3 кг). Выпрыгивание вверх с доставанием предмета. Прыжки со скакалкой до 2 мин. Бросок мяча одной рукой с близкого расстояния после ловли мяча в движении. Броски в корзину с разных позиций и расстояния. Подвижные игры и игровые упражнения: коррекционные; с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием; с бегом на скорость; с прыжками в высоту, длину; с метанием мяча на дальность и в цель; с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола; с элементами баскетбола. Лыжная подготовка Занятия лыжами, значение этих занятий для трудовой деятельности человека. Правила соревнований по лыжным гонкам. Совершенствование одновременного бесшажного и одношажного ходов. Одновременный двухшажный ход. Поворот махом на месте. Комбинированное торможение лыжами и палками. Обучение правильному падению при прохождении спусков. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40-60 м (3-5 повторений за урок – девочки, 5-7 – мальчики), на кругу 150-200 м (1-2 – девочки, 2-3 – мальчики). Передвижение на лыжах в медленном темпе до 2-3 км. Контрольно-измерительные материалы Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2-3 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 2 км – девочки, 3 км – мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). 9 класс В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные. Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность. Гимнастика и акробатика (15 час). Строевые упражнения. Выполнение строевых команд (четкость и правильность) за предыдущие годы. Размыкание в движении на заданный интервал. Сочетание ходьбы и бега в шеренге и в колонне; изменение скорости передвижения. Фигурная маршировка. Общеразвивающие и корректирующие упражнения без предметов: — упражнения на осанку; — дыхательные упражнения; — упражнения в расслаблении мышц: — основные положения движения головы, конечностей, туловища: Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: - с гимнастическими палками; - с большими обручами; - с малыми мячами; - с набивными мячами; - упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на гимнастической стенке: Пружинистые приседания в положении выпада вперед, опираясь ногой о рейку на уровне колена. Сгибание и разгибание рук в положении лежа на полу, опираясь ногами на вторую-третью рейку от пола (мальчики). Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача): - простые и смешанные висы и упоры; - переноска груза и передача предметов; - танцевальные упражнения; - лазание и перелезание; - равновесие; - опорный прыжок; - развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений. Лѐгкая атлетика (15часа). Ходьба. Ходьба на скорость с переходом в бег и обратно. Прохождение отрезков от 100 до 200 м. Пешие переходы по пересеченной местности от 3 до 4 км. Фиксированная ходьба. Бег. Бег на скорость 100 м; бег на 60 м—4 раза за урок; на 100 м — 3 раза за урок; эстафетный бег с этапами до 100 м. Медленный бег до 10—12 мин; совершенствование эстафетного бега (4 по 200 м). Бег на средние дистанции (800 м). Кросс: мальчики — 1000 м; девушки —800 м. Прыжки. Специальные упражнения в высоту и в длину. Прыжок в длину с полного разбега способом "согнув ноги"; совершенствование всех фаз прыжка. Прыжок в высоту с полного разбега способом "перешагивание"; совершенствование всех фаз прыжка. Метание. Метание различных предметов: малого утяжеленного мяча (100—150 г), гранаты, хоккейного мяча с различных исходных положений (стоя, с разбега) в цель и на дальность. Толкание ядра (мальчики — 4 кг). Лыжная подготовка (19 часов). Виды лыжного спорта: лыжные гонки, слалом, скоростной спуск, прыжки на лыжах, биатлон); правила проведения соревнований по лыжным гонкам; сведения о готовности к соревнованиям. Совершенствование техники изученных ходов; поворот на месте махом назад кнаружи, спуск в средней и высокой стойке; преодоление бугров и впадин; поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне; прохождение на скорость отрезка до 100 м 4—5 раз за урок; прохождение дистанции 3—4 км по среднепересеченной местности; прохождение дистанции 2 км на время. Региональный компонент. Совершенствование техники изученных ходов. Спуск в средней и высокой стойке. Преодоление бугров и впадин. Поворот на параллельных лыжах при спуске на лыжне. Прохождение на скорость отрезка до 100м 4-5 раз за урок. Прохождение дистанции до 3-4- км. Резервный вариант. Бег с низкого старта. Бег с преодолением препятствий. Эстафетный бег. Прыжки в длину с разбега «согнув ноги». Метание мяча на дальность с разбега. Подвижные и спортивные игры. Подвижные и спортивные игры (19 часов0ч. Волейбол ( часов) Влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться. Прием мяча снизу у сетки; отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении; верхняя прямая подача. Блокирование мяча. Прямой нападающий удар через сетку с шагом. Прыжки вверх с места, с шага, с трех шагов (серия 3—6 по 5—10 раз). Баскетбол ( часа). Понятие о тактике игры; практическое судейство. Повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках. Ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой). Броски мяча в корзину с различных положений. Учебная игра. Подвижные игры и игровые упражнения: - коррекционные; - с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием; - с бегом на скорость; - с прыжками в высоту, длину; - с метанием мяча на дальность и в цель; - с элементами пионербола и волейбола; - с элементами баскетбола; - игры на снегу, льду. Контрольно-измерительные материалы Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (3 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 3 км – девочки, 4 км – мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Распределение учебного времени на различные виды программного материала по классам Таблица тематического распределения количества часов №п/п Разделы программы I 1 2 3 II III 1 2 2.1 2.2 2.3 2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 Всего: Знания о физической культуре История физической культуры Физическая культура (основные понятия) Физическая культура человека Способы двигательной (физкультурной) деятельности Физическое совершенствование Физкультурно-оздоровительная деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью Гимнастика с основами акробатики Легкая атлетика Лыжная подготовка Спортивные игры: Баскетбол Волейбол Футбол Рабочая программа Классы 5 6 7 8 9 В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока и самостоятельных занятий В режиме учебного дня и учебной недели В режиме учебного дня и учебной недели 15 19 15 15 15 18 14 21 25 14 10 15 21 17 15 21 17 15 19 19 68ч 68ч 68ч 68ч 68ч Тематическое планирование курса Физическая культура для 5 класса с определением основных видов учебной деятельности (68 ч) Тема раздела часы Характеристика основных видов деятельности учащихся Раздел 1: Знания о физической культуре История физической культуры Олимпийские игры В Знать историю возникновения и древности. Возрождение Олимпийских процессе формирования физической культуры, игр и олимпийского движения. урока Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрыть содержание и правила соревнований Физическая культура человека Правильная и неправильная осанка. В Укрепляют мышцы спины и плечевой Упражнения для сохранения и процессе пояс с помощью специальных поддержания осанки упражнений урока Всестороннее и физическое развитие. гармоничное В процессе урока Оценка эффективности занятий В физической культурой процессе урока Первая помощь и самопомощь во В время занятий физической культурой и процессе спортом урока Раздел 2: Физическое совершенствование Легкая атлетика 18 Знания о физической культуре Беговые упражнения Прыжковые упражнения Метания малого мяча Выполнять комплексы утренней гимнастики. упражнений Раскрывать понятие здоровый образ жизни. Выполнять тесты на приседания и пробу задержкой дыхания В парах с одноклассниками тренироваться в наложении повязок, жгутов, переноске пострадавших Изучить историю легкой атлетики; описать технику выполнения беговых упражнений; применять беговые упражнения для развития физических качеств; взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми упражнениями; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику прыжковых упражнений; применять упражнения метания для развития физических качеств; выполнять технику прыжковых, метательных упражнений; применять беговые, прыжковые упражнения для развития физических качеств взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми, прыжковыми упражнениями; метаниями соблюдать правила и технику безопасности; применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей; выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в подготовке мест проведения занятий Гимнастика с основами акробатики Знания о физической культуре Акробатические упражнения Опорные прыжки Прикладная подготовка 15 Лыжная подготовка 14 Изучить историю гимнастики; соблюдать правила и технику безопасности; различать строевые команды, выполнять строевые приемы; описать технику общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, акробатических упражнений; опорных прыжков применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей, координационных способностей, гибкости; выполнять контрольные нормативы по гимнастике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в подготовке мест проведения занятий Знания о физической культуре Освоение лыжных ходов Спортивные игры Знания о физической культуре Баскетбол Футбол Волейбол Пионербол Изучить историю лыжного спорта; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять контрольные нормативы по лыжной подготовке; описать технику изучаемых лыжных ходов; прохождения дистанции; применять правила оказания помощи при обморожении и травмах 21 Изучить историю баскетбола, футбола, волейбола; овладеть основными приемами игры в баскетбол, футбол и волейбол, пионербол; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику изучаемых игровых приемов и действий, выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями Раздел 3 Способы двигательной (физкультурной) деятельности Способы двигательной деятельности, выбор упражнений утренней зарядки В процессе урока Выполнять разученные комплексы упражнений для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости; Тематическое планирование курса Физическая культура для 6 класса с определением основных видов учебной деятельности (68ч) Тема раздела часы Раздел 1: Знания о физической культуре История физической культуры История зарождения движения в России. олимпийского Физическая культура человека Индивидуальные комплексы корригирующей физической культуры Режим дня и его основное содержание. Самонаблюдение и самоконтроль Первая помощь и самопомощь во время занятий физической культурой и спортом Раздел 2: Физическое совершенствование Лѐгкая атлетика Знания о физической культуре В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока Характеристика основных видов деятельности учащихся Определить цель возрождения Олимпийских игр, объяснить смысл символики и ритуалов, Укреплять мышцы спины и плечевого пояса с помощью специальных упражнений; соблюдать элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз; Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики Измерять пульс до, вовремя и после занятий физическими упражнениями; В парах с одноклассниками тренироваться в наложении повязок, жгутов, переноске пострадавших 25 Изучить историю легкой атлетики; Беговые упражнения Прыжковые упражнения Метания малого мяча Гимнастика с основами акробатики Знания о физической культуре Акробатические упражнения Опорные прыжки Прикладная подготовка Организаторская подготовка освоить технику выполнения беговых упражнений применять беговые упражнения для развития физических качеств; взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми упражнениями; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику прыжковых упражнений; применять упражнения метания для развития физических качеств; применять беговые, прыжковые упражнения для развития физических качеств взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми, прыжковыми упражнениями; метаниями соблюдать правила и технику безопасности; применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей; выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в подготовке мест проведения занятий 19 Изучить историю гимнастики; соблюдать правила и технику безопасности; различать строевые команды, выполнять строевые приемы; знать технику общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, акробатических упражнений; опорных прыжков применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей, координационных способностей, гибкости; выполнять контрольные нормативы по гимнастике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в подготовке мест проведения занятий Лыжная подготовка 14 Знания о физической культуре Освоение лыжных ходов Спортивные игры Знания о физической культуре Баскетбол Изучить историю лыжного спорта; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять контрольные нормативы по лыжной подготовке; определять технику изучаемых лыжных ходов; применять правила оказания помощи при обморожении и травмах 10 Изучить историю баскетбола, футбола, волейбола; овладеть основными приемами игры в баскетбол, футбол и волейбол; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий; соблюдать правила и технику безопасности; описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями Футбол Волейбол Раздел 3 Способы двигательной (физкультурной) деятельности Способы двигательной деятельности, выбор упражнений для утренней зарядки В процессе урока Выполнять разученные комплексы упражнений для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости; оценивать свои физические качества по приведенным показателям Тематическое планирование курса Физическая культура для 7 класса с определением основных видов учебной деятельности (68ч) Тема раздела Раздел 1: Знания о физической культуре История физической культуры Физические упражнения и игры в Киевской Руси, Московском государстве. Характеристи видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура человека Режим дня и его основное содержание. Индивидуальные комплексы корригирующей часы Характеристика основных видов деятельности учащихся 1В процессе урока Знать физические упражнения, которые были популярны у русского народа в древности и Средние века, с современными упражнениями; В процессе Выбирать режим правильного питания в зависимости от характера мышечной физической культуры. Зрение. Гимнастика для глаз. урока Всестороннее и гармоничное физическое В развитие, вредные привычки, допинг. Личная процессе гигиена. урока Первая помощь и самопомощь во время занятий физической культурой и спортом Раздел 2: Физическое совершенствование Лѐгкая атлетика Знания о физической культуре Беговые упражнения Прыжковые упражнения Метания малого мяча Гимнастика с основами акробатики В процессе урока деятельности; выполнять основные правила организации распорядка дня Объяснять роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Соблюдают основные гигиенические правила. Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки; знать простейшие приемы и правила оказания самопомощи первой помощи при травмах; 15 Изучить историю легкой атлетики; выполнять технику беговых упражнений; применять беговые упражнения для развития физических качеств; взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми упражнениями; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику прыжковых; применять упражнения метания для развития физических качеств; описать технику прыжковых, метательных; применять беговые, прыжковые упражнения для развития физических качеств взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми, прыжковыми упражнениями; метаниями соблюдать правила и технику безопасности; применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей; освоить и соблюдать правила соревнований; выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике; измерять результаты; оказывать помощь и в подготовке мест проведения занятий 15 Знания о физической культуре Акробатические упражнения Опорные прыжки Лыжная подготовка Изучить историю гимнастики; соблюдать правила и технику безопасности; знать строевые команды, выполнять строевые приемы; знать технику общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, акробатических упражнений; опорных прыжков применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, координационных способностей, гибкости; выполнять контрольные нормативы по гимнастике; 21 Знания о физической культуре Освоение лыжных ходов Спортивные игры Знания о физической культуре Баскетбол Изучить историю лыжного спорта; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять контрольные нормативы по лыжной подготовке; выполнять технику изучаемых лыжных ходов; знать правила оказания помощи при обморожении и травмах 17 Изучить историю баскетбола, футбола, волейбола; овладеть основными приемами игры в баскетбол, футбол и волейбол; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику изучаемых игровых приемов и действий, выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями Футбол Волейбол Раздел 3 Способы двигательной (физкультурной) деятельности Способы Двигательное деятельности, выбор упражнений В процессе урока Выполнять разученные комплексы упражнений для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости; Тематическое планирование курса Физическая культура для 8 класса с определением основных видов учебной деятельности (68 ч) Тема раздела Раздел 1: Знания о физической культуре История физической культуры История возникновения и формирования физической культуры. Мифы легенды о зарождении олимпийских игр древности. Физическая культура человека Физическое развитие человека. Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями Закаливание организма. Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах Раздел 2: Физическое совершенствование Лѐгкая атлетика Знания о физической культуре Спринтерский бег Прыжки в длину Прыжки в высоту Метания мяча в цель и на дальность часы В процессе урока Характеристика основных видов деятельности учащихся Раскрывать историю возникновения и формирования физической культуры. В процессе урока Использовать знания о своих возрастнополовых и индивидуальных способностях; В процессе урока Продолжать осваивать основные гигиенические правила; В процессе урока Определять причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом 15 название разучиваемых упражнений. выполнять технику беговых упражнений; применять беговые упражнения для развития физических качеств; взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми упражнениями; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику прыжка в высоту, длину упражнений; применять упражнения метания для развития физических качеств; описать технику метательных упражнений; применять беговые, прыжковые упражнения для развития физических качеств взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми, прыжковыми упражнениями; метаниями соблюдать правила и технику безопасности; применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей; выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике; оказывать помощь в проведении соревнований и в подготовке мест проведения занятий Гимнастика с основами акробатики Знания о физической культуре Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей Строевые упражнения Акробатические упражнения Опорные прыжки Прикладная подготовка Организаторская подготовка Освоение общеразвивающих упражнений с предметами и без 15 Лыжная подготовка 21 соблюдать правила и технику безопасности; различать строевые команды, выполнять строевые приемы; знать технику общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, акробатических упражнений; опорных прыжков применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, координационных способностей, гибкости; выполнять контрольные нормативы по гимнастике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в проведении и в подготовке мест проведения занятий выполнять общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; составлять гимнастические комбинации из разученных упражнений; использовать гимнастические и акробатические упражнения для развития координационных, силовых способностей, выносливости, гибкости; Знания о физической культуре Освоение лыжных ходов Спортивные игры раскрывать значение зимних видов спорта для укрепления здоровья; соблюдать технику безопасности; осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой; знать правила оказания помощи при обморожениях и травмах; соблюдать правила и технику безопасности; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов; выполнять контрольные нормативы по лыжной подготовке; применять технику изучаемых лыжных ходов в процессе прохождения дистанции; применять правила оказания помощи при обморожении и травмах 17 Знания о физической культуре Баскетбол Футбол Волейбол Раздел 3 Способы двигательной (физкультурной) деятельности Способы двигательной деятельности, выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, занятий физической подготовкой, Выполнение тестирование взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий; соблюдать правила и технику безопасности; описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями В процессе урока Выполнять разученные комплексы упражнений для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости; оценивать свои физические качества по приведенным показателям Тематическое планирование курса Физическая культура для 9 класса с определением основных видов учебной деятельности (68 ч) Тема раздела часы Раздел 1: Знания о физической культуре История физической культуры История возникновения и В процессе формирования физической культуры. урока Мифы легенды о зарождении олимпийских игр древности. Физическая культура человека Физическое развитие человека. В процессе Влияние возрастных особенностей урока организма и физическую подготовленность. Личная гигиена в процессе занятий В процессе физическими упражнениями урока Закаливание организма. приемы массажа и оздоровительное значение бани Предупреждение травматизма и В процессе оказание первой помощи при травмах урока и ушибах Совершенствование физических В процессе способностей урока Раздел 2: Характеристика основных видов деятельности учащихся историю возникновения и формирования физической культуры. Использовать знания о своих возрастнополовых и индивидуальных способностях; руководствовать правилами профилактики нарушений осанки; Продолжать осваивать основные гигиенические правила; Иметь представление о значении режима дня; использовать комплекс физических упражнений освоить закаливающие процедуры; знать причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом Обосновывать положительное влияние занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья Физическое совершенствование Лѐгкая атлетика Знания о физической культуре Спринтерский бег Прыжки в длину Прыжки в высоту Метания мяча в цель и на дальность Гимнастика с основами акробатики Знания о физической культуре 15 Раскрывают влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений. описать технику выполнения беговых упражнений; выполнять простейшие беговые упражнения; применять беговые упражнения для развития физических качеств; взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми упражнениями; соблюдать правила и технику безопасности; выполнять технику прыжка в высоту, длину, выполнять и устранять характерные ошибки в процессе освоения; применять упражнения метания для развития физических качеств; иметь представления о технику метательных упражнений; выполнять и устранять характерные ошибки в процессе освоения; применять беговые, прыжковые упражнения для развития физических качеств взаимодействовать со сверстниками в процессе освоения беговыми, прыжковыми упражнениями; метаниями соблюдать правила и технику безопасности; применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростносиловых и скоростных способностей; освоить упражнения для организации самостоятельных занятий; выполнять контрольные нормативы по легкой атлетике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в проведении занятий и в подготовке мест проведения занятий осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой; осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой; 15 Раскрывать значение гимнастических Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей Строевые упражнения Акробатические упражнения Опорные прыжки Прикладная подготовка Организаторская подготовка Освоение общеразвивающих упражнений с предметами и без Лыжная подготовка Знания о физической культуре Освоение лыжных ходов упражнений для развития координационных способностей. запомнить имена выдающихся отечественных спортсменов; соблюдать правила и технику безопасности; различать строевые команды, выполнять строевые приемы; выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, акробатических упражнений; опорных прыжков применять разученные упражнения для развития выносливости, скоростно-силовых и скоростных способностей, координационных способностей, гибкости; составлять простейшие комбинации упражнений освоить упражнения для утренней гигиенической гимнастики; освоить и соблюдать правила выполнения отдельных элементов акробатики; выполнять контрольные нормативы по гимнастике; измерять результаты и помогать их оценивать; оказывать помощь в проведении занятий и в подготовке мест проведения занятий составлять гимнастические комбинации из разученных упражнений; использовать гимнастические и акробатические упражнения для развития координационных, силовых способностей, выносливости, гибкости; 19 раскрывать значение зимних видов спорта для укрепления здоровья; соблюдать технику безопасности; осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой; знать и соблюдать правила игры; применять правила оказания помощи при обморожениях и травмах. Изучить историю лыжного спорта и запомнить имена выдающихся отечественных спортсменов; соблюдать правила и технику безопасности; выявлять и устранять типичные ошибки; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов; выполнять контрольные нормативы по лыжной подготовке; описать технику изучаемых лыжных ходов; уметь применять разные виды ходьбы при прохождении дистанции; применять правила оказания помощи при обморожении и травмах Спортивные игры Знания о физической культуре Баскетбол Футбол Волейбол 19 1 Раздел 3 Способы двигательной (физкультурной) деятельности Способы двигательной деятельности, выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, занятий физической подготовкой, Выполнение функциональных проб Рефераты 4 В процессе урока Изучить историю баскетбола, футбола, волейбола и запомнить имена выдающихся отечественных спортсменов; овладеть основными приемами игры в баскетбол, футбол и волейбол; взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приемов и действий; соблюдать правила и технику безопасности; описывать технику изучаемых игровых приемов и действий, выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Выполнять разученные комплексы упражнений для развития гибкости, силы, быстроты, выносливости и ловкости; оценивать свои физические качества по приведенным показателям. Измерять состояние организма с помощью функциональных проб. По итогам изучения каждого раздела готовить реферат на одну из тем, предложенных в учебнике; ответить на тест Коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование физического воспитания в системе специального образования имеет в основе следующие целевые установки: -внедрение физической культуры в образ жизни учащихся, формирование престижности здоровья; -развитие умственных способностей детей средствами физической культуры; -реализация принципа природосообразности; -систематическая паспортизация здоровья и физического развития учеников; -развитие быстроты, пространственной ориентировки, развитие скоростно-силовых способностей; -воспитание правильной осанки; -развитие чувства ритма; -развитие прыгучести, координации движений; -развитие точности движений; -воспитание чувства товарищества; Пути развития умственных способностей учащихся средствами физической культуры: -приобретение знаний, умений, навыков по разделам физической культуры; -запоминание различных терминов, их сочетаний; -словесное опосредование двигательных действий; -оценка выполнения физических упражнений товарищами и самооценка; -умение выполнять движения по словесной инструкции; -словесная регуляция двигательных действий; -оценка уровня развития двигательных способностей и двигательных качеств учащихся. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: -коррекция развития восприятия, представлений, ощущений; -коррекция развития памяти; -коррекция развития внимания; -формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). -развитие представлений о времени. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: -формирование умения преодолевать трудности; -воспитание самостоятельности принятия решения; -формирование адекватности чувств; -воспитание правильного отношения к критике.