Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская сош»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Протокол № 3
от“29.08.2025г.”
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора школы
№ 53 от“29.08.2025г.”
Учебный план
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6-9 классов (Вариант 1) 2025-2026 учебного года
Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6-9 классов (Вариант 1) 2025-2026 учебного года
Учебный план учреждения разработан в соответствии с :
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 года № 1599;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№
1026
"Об
утверждении
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№ 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"
- Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
Учебный план МБОУ «Бородинская сош» для обучающихся 6 – 9 классов в
условиях реализации ФГОС, реализующих АООП для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Для 6 класса (I вариант) – 30 часов, объём максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Для 7 класса (I вариант) – 30 часов, объём максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Для 8 класса (I вариант) – 30 часов, объём максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Для 9 класса (I вариант) – 30 часов, объём максимальной допустимой нагрузки в
течение недели составляет не более 6 уроков: 5 дней по 6 уроков.
Продолжительность учебной нагрузки (урока) не превышает 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
проходит в одну смену.
Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Бородинская сош»
(Вариант 1)
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебного
плана включает:
1. Обязательную часть;
2.Части, формируемой участниками образовательных отношений;
3. Коррекционно – развивающую область;
4. Внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей:
Язык и речевая практика (русский язык, чтение (литературное чтение))
Математика (математика, информатика)
Естествознание (природоведение, биология, география )
Человек и общество (основы социальной жизни, мир истории, история отечества)
Физическая культура (адаптивная физическая культура)
Технология (профильный труд)
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных
предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АООП
МБОУ «Бородинская сош»,
приведены в Адаптированной основной общеобразовательной программе, рабочей
адаптированной образовательной программе по предмету
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся, в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область
Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в
полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету:
Предметная область Язык и речевая практика
Русский язык изучается в 5-9 классах в объеме 4 часов в неделю.
Изучение русского языка направлено на формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике
получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) изучается в объеме: 5-9 классы - 4 часа в неделю.
Учебный предмет направлен на осознание значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Предметная область «Математика» представлена предметом «Математика» и
«Информатика». 5-6 классах в объеме 4 часов в неделю, в 7-9 классах в объеме 3
часов в неделю. Информатика изучается в 7-9 классах в объеме 1 час в неделю.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми
навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных
видах практической деятельности).
Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни. Формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
Предметная область «Естествознание» представлена предметами в 5,6
классах «Природоведение», предмет изучается в объеме 2 часа в неделю,
«Биология» изучается с 7 класса в количестве 2 часов в неделю, в 6-9 классах
«География» изучается в объеме 2 часа в неделю.
Основная цель предмета
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и
подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и
географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
— формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
— демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
— формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
— воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы;
— воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается
наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление,
умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости.
Курс «Биология» направлен на формирование у учащихся элементарных
научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений,
животных, организма человека и его здоровье, навыков правильного поведения в
природе, способствовающие экологическому, эстетическому, физическому,
санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков.
Курс «География» направлен на усвоение элементарных знаний по
физической и экономической географии России, на формирование элементарных
представлений о географии материков и океанов, на расширение географических
представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество» представлена предметами:
«Основы социальной жизни», который изучается с 6 по 9 класс в объеме 2
часа внеделю;
«Мир истории», который изучается в 6 классе в объеме 2 часа в неделю;
«История Отечества» изучается с 7 по 9 класс в объеме 2 часа в неделю.
«Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном
социуме.
Курс «Мир истории» направлен на формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между
историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире
вещей); жизни отдельного человека и общества.
Основные цели изучения Истории Отечества — формирование нравственного
сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных
приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие
умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
адаптивная физическая культура, который с 6 по 9 класс в объеме 2 часов в неделю
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, в воспитании
интереса к физической культуре и спорту, в формировании и совершенствовании
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Профильный
труд», который изучается в 6 классах в объёме 6 часов в неделю, в 7-9 классах в
объеме 7 часов в неделю.
Основная цель изучения предмета
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем
развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися
первоначальной
профильной
трудовой
подготовки,
предусматривающей
формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений
и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и
профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и
состояния здоровья.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ «Бородинская сош».
Учреждение предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Организационные формы определены с учётом реальных условий, особенностей
обучающихся и потребностей обучающихся и их родителей (законных
представителей)- праздники, воспитательные мероприятия, доступная проектная
деятельность, часы общения, экскурсии, игры, викторины, конкурсы и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности сетевого взаимодействия с участием организаций дополнительного
образования детей, организаций культуры и спорта и пр. В период каникул для
продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций
отдыха и оздоровления детей.
Организация внеурочной деятельности в учебное время осуществляется в рамках
работы групп продленного дня воспитателями, педагогом-психологом, учителемлогопедом, учителями-предметниками, в каникулярный период-классными
руководителями, педагогами дополнительного образования.
Недельный учебный план
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «Бородинская сош»
(Вариант 1)
6-9 классы 2025-2026 учебный год
Предметные
области
Классы
Учебные предметы
Обязательная часть
1.Языкиречевая
1.1.Русскийязык
практика
1.2.Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика
2.1.Математика
2.2. Информатика
3. Естествознание 3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.Человек и
4.1. Мир истории
общество
4.2. Основы социальной
жизни
4.3.История отечества
5. Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
6.Физическая
6.1. Адаптивная
культура
Физическая культура
7. Технологии
7.1.Профильный труд
Итого
психомоторика
Коррекционноразвивающая
логопедия
область
(коррекционные
занятия)
Итого
Количествочасоввгод
VI
VII VIII
IX
Всего
136
136
136 136
136 136
136
136
680
680
136
68
68
68
68
102 102
34 34
68 68
68 68
68 68
102
34
68
68
68
578
102
136
204
272
68
272
-
68 68
-
68
-
204
68
68
68
68
68
34
340
204
952
34
34
238
986
34
34
238
986
34
-
238
986
34
-
1122
4828
170
102
1016
1054 1020
1020
5096
Формы аттестации.
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)
компетенциями,
необходимыми
для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Результаты оценки личностных достижений проводится раз в полугодие и заносятся педагогами в карту индивидуальных достижений обучающегося, с учетом
мнения родителей (законных представителей). Карты включаются в состав
индивидуальных психолого-педагогических дневников наблюдений за развитием
обучающихся.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на
основе мнений группы специалистов (экспертов)
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области. Задания
разрабатываются дифференцированно с учетом особых образовательных
потребностей ребенка. Вариативность заданий заключается в варьировании
сложности и объема материала, способа предъявления, объема помощи при
выполнении задания.
Основой оценки служит анализ качества выполнения заданий.
Оценка достижения возможных предметных результатов освоения АООП
производится учителем, по каждой предметной области и заносится в карту
индивидуальных достижений обучающегося «Предметные результаты освоения
АООП». Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в
четверть. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация
обучающихся.
Обучающиеся по итогам учебного года, при успешном освоении адаптированной
основной общеобразовательной программы, переводятся в следующий класс по
решению педагогического совета.