Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др, базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ. Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек. Общество. Мир» 33 часа в год - 1 час в неделю. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий. В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам Цели элективного курса: 1. освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ. 2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций. Задачи курса: На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся. Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции. Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности. выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов. выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени; дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения. Рабочая программа по элективному курсу «Человек. Общество. Мир» для учащихся 11-х классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования». 3. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 6. Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и науки в РФ, - М,, 2016 7. Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2018 Используемый учебно-методический комплекс: Для учащихся: 1. Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2019. 2. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - Москва 2019 3. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова. - М., 2017 4. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. - М., 2019 5. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2019 6. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2018 Оборудование: 1. Компьютер 2. Видеопроектор 3. Демонстрационный экран для проектора 4. Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса; Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, дистанционное обучение (платформы Zoom, Sferum) Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения заданий формата ЕГЭ по курсу обществознания с анализом текста по предложенным вопросам и написанием творческих работ, эссе. Оценивание «зачётнезачёт». Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий. Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса: Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса: - осознание принадлежности к мировому культурному пространству; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение исторических основ развития мировой и российской цивилизаций; - осознания необходимости о сохранении и преумножении национального и мирового культурного и социального наследия. Метапредметные результаты характеризуются умениями: - определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям; - объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; - обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в разных знаковых системах; - работать с текстами различных стилей и др. Предметные результаты освоения выпускниками программы: - знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества; - знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других циклов; - умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы. В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го класса научатся: - понимать основные обществоведческие категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной и политической действительности; - формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к объективному восприятию информации, её анализу и обобщению; - формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; - знания содержания мировоззренческих и социально значимых проблем, закономерностей развития общества и мышления; - использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований, - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических, правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию. В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го класса получат возможность научиться: - умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию; - знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности основополагающих процессов и явлений в обществе; - умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую, национальную и религиозную терпимость; - умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения морально- этических норм социума; - умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы; - умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных проблем и процессов в будущем; Требования и критерии оценивания: Результаты ответов оцениваются: «зачет, не зачет» - глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); - осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); - полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся. Тестирование: Оценка «5» - 100% - 80% Оценка «4» - 79% - 60% Оценка «3» - 59% - 45% Оценка «2» - менее 45% Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 11 класс Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир. Тема 1. Человек. (7 ч) Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Тема 2. Общество. (16ч) Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты. Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование Тенденции духовной жизни современной России Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Социальная сфера общества. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Экономическая сфера общества Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики. Политико -правовая сфера общества . Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура. Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Тема. 3. Мир. (9 ч) Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты. Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе. XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире. Экономика и экология. Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть. Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи. Итоговое повторение. Человек. Общество. Мир. Учебно-тематическое планирование элективного курса «Человек. Общество. Мир» № Раздел 1 2 3 4 Введение. Человек. Общество. Мир. Человек. Общество. Мир. итого Всего часов 1 8 16 9 33